МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методическим
объединением учителей
физики
педагогическим советом
директором школы
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.
________________________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 180
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Креативное мышление»
для обучающихся 8 класса
Белинский 2023
Пояснительная записка
Чтобы быть успешными на протяжении длительного времени люди нуждаются сегодня в
другом сочетании навыков, чем раньше. В дополнение к базовым навыкам, таким как грамотность и
умение считать, им нужны такие навыки как сотрудничество, креативность и решение проблем, а
также качества характера: настойчивость, любознательность и инициатива.
Квалифицированный специалист в различных сферах экономики все чаще сталкивается с
решением неструктурированных проблем и необходимостью эффективного анализа информации.
Креативное мышление –способность воображать и изобретать новые инновационные способы
решения проблем, находить ответы на вопросы или выражать новые смыслы через приложение,
синтез или перепрофилирование знаний.
Общение и сотрудничество предполагают работу в координации с другими для передачи
информации или решения задачи.
Становятся необходимыми для жизни в 21 веке способности критически оценивать и
передавать знания, хорошо работать с командой, уметь решать нестандартные задачи.
Качества характера определяют возможности обучающихся развиваться и действовать в
быстро изменяющейся среде. Такие качества характера, как настойчивость и адаптивность
обеспечивают большую устойчивость и успех в случае препятствий. Любознательность и
инициативность служат отправными точками для открытия новых концепций и идеи.
Лидерство, а также социальная и культурная осведомленность позволяют вовлекать в
конструктивное взаимодействие других приемлемыми в социальном, этическом и культурном
отношении способами.
Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления
обучающихся 8-х классов
как индикатора качества и эффективности
образования,
обязательного результата образования наряду с различными видами грамотности, которые
школа должна обеспечить своим выпускникам.
Программа нацелена на развитие:
любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к
самостоятельному поиску ответов;
воображения как способности к продуцированию собственных идей;
способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою
деятельность в изменившихся условиях.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю) и является составляющим
модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся.
Используемые ресурсы:
• Андржеевская И., Кавтрев А. Школа креативного мышления. Учебно-методическое
пособие по курсу "Учим креативности" для дополнительного образования и внеурочной
деятельности учащихся основной и средней школы Москва, ВИТА-ПРЕСС, 2018 год
• ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся»URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
• банк заданий по развития ФГ издательства «Просвещение» URL:
https://media.prosv.ru/content/?situations=true
•
Тренажер креативного мышления http://bilingual-online.net
• Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы. ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
• Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко,
С.Г.Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.:
Просвещение, 2021. – 126 с.: ил. – (Функциональная грамотность.
жизни).
//
Учимся
для
URL:
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
• Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации /
авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: ОООКорпорация «Росучебник», 2019,
76 с.
• Российская
школа:
начало
XXI
века.
Под
редакциейС.Г. Косарецкого, И.Д.
Фрумина. Издательский дом Высшей школы экономики, Москва, 2019.
• Функциональная грамотность. Креативное
мышление: Разговорс экспертом. Группа
компаний «Просвещение». 8 октября 2020 года // URL:
https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7o
SbRXL0uhouWxKMsHS.pdf
Планируемые результаты:
Метапредметные:
-Самостоятельно определяет цели обучения, ставит и формулирует новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, в т.ч. обучающийся сможет: выдвигать версии решения
проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цели
деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей её решения.
- Самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
в т.ч. обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить условия для выполнения учебной и познавательной задачи; составлять
план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя
его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса.
- Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией, в т.ч. обучающийся сможет: оценивать свою деятельность, аргументируя
причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для
выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата.
- Оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения, в т.ч. обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности)
выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать
динамику собственных образовательных результатов.
- Организует сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе, в т.ч. обучающийся сможет: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности, в т.ч. обучающий сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе
диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств, отличать их от «клишированных»;использовать
вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении
цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Личностные
Демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или
учебное задание для применения и развития компетенции креативного мышления.
Основные характеристики учебного задания:
предполагает больше одного или множество возможных решений;
в центре задания лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого
продукта с использованием нестандартных средств;
дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках
заданной
проблемы, при этом проблема может быть отнесена к следующим категориям: «Креативное
самовыражение» (письменное или устное, художественное или символическое) или
«Получение нового знания / Решение проблем» (математическое или естественнонаучное,
социальное или межличностное);
предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо
парной работы;
требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках;
может включать поиск и использование информации из нескольких
предметов/предметных областей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Представление курса. (6 час)
Практика (28 часов)
Быть чуткими
(Открытый
банк заданий
2020http://skiv.instrao.ru/bank-
банк заданий
2020 http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
Вращение Земли
(Открытый
zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
Поймать удачу за хвост (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/)
Название книги (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
Рисунок к математическому выражению(https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 1)
Трудный предмет (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 7)
Обложка для книги (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 3)
Вопросы Почемучки (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 5)
Хочу помочь!( http://skiv.instrao.ru/support/demonstrat
sionnyematerialya/kreativnoe- myshlenie.php )
Путешествие по школе
Как помочь отстающему
Журнал с фотографиями ( http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/ )
За чистоту воды ( http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoemyshlenie/ )
Итоговая аттестация
Резерв
Тема занятия/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 1
8 класс
Теория
Практика
Всего
часов
Категория заданной
проблемы
1. Введение в курс (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, стр. 11 - 22)
2
2
0
Беседа
2. Развиваем воображение
1
1
0
Беседа
3. Как развить креативность
1
1
0
Круглый стол
4. Как мы мыслим
1
1
0
«Мозговой щтурм»
5. Креативное мышление
1
1
0
Круглый стол
6. Возможности развития креативного мышления
1
0
1
Интерактивное занятие
2
Решение
социальных
проблем,
выдвижение
разнообразных идей
чуткими
(Открытый
банк
заданий
7. Быть
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
2020
8. Вращение
Земли
(Открытый
банк
заданий
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
2020
2
0
2
0
2
9. Поймать удачу за хвост (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/)
2
0
2
10. Название книги (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/)
2
0
2
11. Рисунок к математическому выражению
(https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 1)
Решение естественнонаучных
проблем
Визуальное самовыражение
Креативное письменное
самовыражение
Визуальное самовыражение
2
0
2
На основе системы заданий и диагностических материалов, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках
проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/, а также банка заданий по развития
ФГиздательства «Просвещение» URL: https://media.prosv.ru/content/?situations=true.
1
Решение социальных
проблем. усовершенствование
идеи
12. Трудный предмет (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 7)
2
0
2
13. Обложка для книги (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 3)
2
0
2
14. Вопросы Почемучки (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 5)
2
0
2
15. Хочу помочь!( http://skiv.instrao.ru/support/demonstrat
2
0
2
Решение социальных
проблем
2
0
2
Выдвижение разнообразных
идей
17. Как помочь отстающему
1
0
1
Круглый стол
18. Журнал с фотографиями http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/kreativnoe-
2
0
2
Мини-проект
19. За чистоту воды http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/kreativnoemyshlenie/
2
0
2
Решение естественнонаучных
проблем
10. Итоговая аттестация
1
1
1
1
sionnyematerialya/kreativnoe- myshlenie.php )
16. Путешествие по школе ( https://media.prosv.ru/static/booksviewer/
index.html?path=/media/ebook/398130/)
Креативное письменное
самовыражение
Решение естественнонаучных
проблем
myshlenie/(Открытыйбанк заданий 2020)
Резерв
Итого
34
6
28