МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическим объединением учителей физики педагогическим советом директором школы Протокол №1 от «25» августа 2023 г. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. ________________________ Котелкина С.Ю. Приказ № 180 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Креативное мышление» для обучающихся 8 класса Белинский 2023 Пояснительная записка Чтобы быть успешными на протяжении длительного времени люди нуждаются сегодня в другом сочетании навыков, чем раньше. В дополнение к базовым навыкам, таким как грамотность и умение считать, им нужны такие навыки как сотрудничество, креативность и решение проблем, а также качества характера: настойчивость, любознательность и инициатива. Квалифицированный специалист в различных сферах экономики все чаще сталкивается с решением неструктурированных проблем и необходимостью эффективного анализа информации. Креативное мышление –способность воображать и изобретать новые инновационные способы решения проблем, находить ответы на вопросы или выражать новые смыслы через приложение, синтез или перепрофилирование знаний. Общение и сотрудничество предполагают работу в координации с другими для передачи информации или решения задачи. Становятся необходимыми для жизни в 21 веке способности критически оценивать и передавать знания, хорошо работать с командой, уметь решать нестандартные задачи. Качества характера определяют возможности обучающихся развиваться и действовать в быстро изменяющейся среде. Такие качества характера, как настойчивость и адаптивность обеспечивают большую устойчивость и успех в случае препятствий. Любознательность и инициативность служат отправными точками для открытия новых концепций и идеи. Лидерство, а также социальная и культурная осведомленность позволяют вовлекать в конструктивное взаимодействие других приемлемыми в социальном, этическом и культурном отношении способами. Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления обучающихся 8-х классов как индикатора качества и эффективности образования, обязательного результата образования наряду с различными видами грамотности, которые школа должна обеспечить своим выпускникам. Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях. Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю) и является составляющим модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся. Используемые ресурсы: • Андржеевская И., Кавтрев А. Школа креативного мышления. Учебно-методическое пособие по курсу "Учим креативности" для дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся основной и средней школы Москва, ВИТА-ПРЕСС, 2018 год • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ • банк заданий по развития ФГ издательства «Просвещение» URL: https://media.prosv.ru/content/?situations=true • Тренажер креативного мышления http://bilingual-online.net • Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» • Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г.Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. – 126 с.: ил. – (Функциональная грамотность. жизни). // Учимся для URL: https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/ • Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: ОООКорпорация «Росучебник», 2019, 76 с. • Российская школа: начало XXI века. Под редакциейС.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина. Издательский дом Высшей школы экономики, Москва, 2019. • Функциональная грамотность. Креативное мышление: Разговорс экспертом. Группа компаний «Просвещение». 8 октября 2020 года // URL: https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7o SbRXL0uhouWxKMsHS.pdf Планируемые результаты: Метапредметные: -Самостоятельно определяет цели обучения, ставит и формулирует новые задачи в учебе и познавательной деятельности, в т.ч. обучающийся сможет: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей её решения. - Самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, в т.ч. обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить условия для выполнения учебной и познавательной задачи; составлять план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса. - Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, в т.ч. обучающийся сможет: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата. - Оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, в т.ч. обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. - Организует сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, в т.ч. обучающийся сможет: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, в т.ч. обучающий сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств, отличать их от «клишированных»;использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Личностные Демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное задание для применения и развития компетенции креативного мышления. Основные характеристики учебного задания: предполагает больше одного или множество возможных решений; в центре задания лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств; дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках заданной проблемы, при этом проблема может быть отнесена к следующим категориям: «Креативное самовыражение» (письменное или устное, художественное или символическое) или «Получение нового знания / Решение проблем» (математическое или естественнонаучное, социальное или межличностное); предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо парной работы; требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках; может включать поиск и использование информации из нескольких предметов/предметных областей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. Представление курса. (6 час) Практика (28 часов) Быть чуткими (Открытый банк заданий 2020http://skiv.instrao.ru/bank- банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/kreativnoemyshlenie/) Вращение Земли (Открытый zadaniy/kreativnoemyshlenie/) Поймать удачу за хвост (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/) Название книги (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/) Рисунок к математическому выражению(https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 1) Трудный предмет (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 7) Обложка для книги (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 3) Вопросы Почемучки (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 5) Хочу помочь!( http://skiv.instrao.ru/support/demonstrat sionnyematerialya/kreativnoe- myshlenie.php ) Путешествие по школе Как помочь отстающему Журнал с фотографиями ( http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/ ) За чистоту воды ( http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoemyshlenie/ ) Итоговая аттестация Резерв Тема занятия/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 1 8 класс Теория Практика Всего часов Категория заданной проблемы 1. Введение в курс (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, стр. 11 - 22) 2 2 0 Беседа 2. Развиваем воображение 1 1 0 Беседа 3. Как развить креативность 1 1 0 Круглый стол 4. Как мы мыслим 1 1 0 «Мозговой щтурм» 5. Креативное мышление 1 1 0 Круглый стол 6. Возможности развития креативного мышления 1 0 1 Интерактивное занятие 2 Решение социальных проблем, выдвижение разнообразных идей чуткими (Открытый банк заданий 7. Быть http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/) 2020 8. Вращение Земли (Открытый банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/) 2020 2 0 2 0 2 9. Поймать удачу за хвост (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/) 2 0 2 10. Название книги (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/) 2 0 2 11. Рисунок к математическому выражению (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 1) Решение естественнонаучных проблем Визуальное самовыражение Креативное письменное самовыражение Визуальное самовыражение 2 0 2 На основе системы заданий и диагностических материалов, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/, а также банка заданий по развития ФГиздательства «Просвещение» URL: https://media.prosv.ru/content/?situations=true. 1 Решение социальных проблем. усовершенствование идеи 12. Трудный предмет (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 7) 2 0 2 13. Обложка для книги (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 3) 2 0 2 14. Вопросы Почемучки (https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/, ситуация 5) 2 0 2 15. Хочу помочь!( http://skiv.instrao.ru/support/demonstrat 2 0 2 Решение социальных проблем 2 0 2 Выдвижение разнообразных идей 17. Как помочь отстающему 1 0 1 Круглый стол 18. Журнал с фотографиями http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/kreativnoe- 2 0 2 Мини-проект 19. За чистоту воды http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/kreativnoemyshlenie/ 2 0 2 Решение естественнонаучных проблем 10. Итоговая аттестация 1 1 1 1 sionnyematerialya/kreativnoe- myshlenie.php ) 16. Путешествие по школе ( https://media.prosv.ru/static/booksviewer/ index.html?path=/media/ebook/398130/) Креативное письменное самовыражение Решение естественнонаучных проблем myshlenie/(Открытыйбанк заданий 2020) Резерв Итого 34 6 28