МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическим объединением учителей физики педагогическим советом директором школы Протокол №1 от «25» августа 2023 г. ________________________ Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Котелкина С.Ю. Приказ № 180 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Естественно- научная грамотность. Физика» для обучающихся 7 классов Белинский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса « Естественно - научная грамотность» нацелена на формирование функциональной грамотности учащихся в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Цель: помочь учащимся применить уже полученные знания в курсе физики, развить логическое мышление. Задания по функциональной грамотности позволяют учителю решить одновременно несколько задач: • оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т.е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и извлечь из него необходимую информацию; • оценить уровень предметных знаний и умений; • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков; • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях; • формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции Полученные при решении заданий умения позволят учащимся научиться видеть проблему, которую можно решить с помощью естественнонаучных методов, и получить выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Сравнение показывает, что компетентности, составляющие ЕНГ, и требования стандарта согласуются друг с другом. Для удобства задания систематизированы в соответствии с программой курса физики основной школы. Содержание программы дополнено необходимым теоретическим материалом, необходимым для выполнения заданий. В кабинете физики МОУ СОШ №1 имеются все условия для реализации данной программы. Данная программа рассчитана на обучающихся 7 классов, составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа всего. Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами являются: • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Формирование ЕНГ предполагает освоение следующих компетенций: - распознавать природные явления и объяснять их с научной точки зрения; - понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать научные данные и использовать научные доказательства для получения выводов; - осваивать и применять научную информацию для решения задач и проблем; - понимать значимость естествознания для развития технологий и технических устройств. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Название разделов Кол-во и тем часов для изучения 1 Введение. Выполнение заданий по теме «Введение» 2 Содержание курса 3 3 Цели и краткое описание курса внеурочной деятельности. Выполнение заданий «Дронрейсинг», «Геккон». Выполнение 4 заданий по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» Выполнение заданий «Озон», «Тесто», «Распространение запахов», «Малосольные огурчики», «Как «спасти» пересоленую селёдку». Выполнение заданий по теме «Взаимодействие тел» Выполнение тестовых заданий и заданий на соответствие по теме «Взаимодействие тел». Выполнение задания «Автобусы», «Метеориты и кратеры», «Сопротивление воздуха», «Капиллярность». 7 Выполнение 10 заданий по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Выполнение тестовых заданий и заданий на соответствие по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Выполнение заданий «Исследование морских глубин с помощью батискафов», «Артезианская скважина», «Автоматическая система поилок», «Исследование морских глубин с помощью батисферы», «Воздушные «шары счастья», «Плавание рыб». Выполнение заданий по теме «Работа и мощность» Выполнение тестовых заданий и заданий на соответствие по теме «Работа и мощность», «Голубая» электростанция», «Рычаги в природе», «Водопады», «Приливная электростанция». 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Название темы Введение. Выполнение заданий по теме Количество часов 3 «Введение» 2 Выполнение заданий по теме 4 «Первоначальные сведения о строении вещества» 3 Выполнение заданий по теме 7 «Взаимодействие тел» 4 Выполнение заданий по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 10 5 Выполнение заданий по теме «Работа и мощность» 9 6 Резерв 1 Итого 34