Рабочая программа учебного курса "Естественно- научная грамотность. Физика" для обучающихся 5-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим
объединением учителей
физики

педагогическим советом

директором школы

Протокол №1
от «25» августа 2023 г.

________________________
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.

Котелкина С.Ю.
Приказ № 180
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Естественно- научная грамотность. Физика»
для обучающихся 7 классов

Белинский 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Естественно - научная грамотность» нацелена на
формирование функциональной грамотности учащихся в области естествознания, т.е.
способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в
реальных жизненных ситуациях.
Цель: помочь учащимся применить уже полученные знания в курсе физики, развить
логическое мышление.
Задания по функциональной грамотности позволяют учителю решить одновременно
несколько задач:
•

оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т.е насколько
ученик в состоянии разобраться в тексте и извлечь из него необходимую
информацию;

•

оценить уровень предметных знаний и умений;

•

оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;

•

оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы
деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е.
результативно действовать в нестандартных ситуациях;

•

формировать познавательный интерес через развитие исследовательской
компетенции

Полученные при решении заданий умения позволят учащимся научиться видеть
проблему, которую можно решить с помощью естественнонаучных методов, и получить
выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека.
Сравнение показывает, что компетентности, составляющие ЕНГ, и требования стандарта
согласуются друг с другом.
Для удобства задания систематизированы в соответствии с программой курса физики
основной школы.
Содержание программы дополнено необходимым теоретическим материалом,
необходимым для выполнения заданий.
В кабинете физики МОУ СОШ №1 имеются все условия для реализации данной
программы.
Данная программа рассчитана на обучающихся 7 классов, составлена из расчета 1 час в
неделю, 34 часа всего.

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих
действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах
гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формирование ЕНГ предполагает освоение следующих компетенций:
- распознавать природные явления и объяснять их с научной точки зрения;
- понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать научные
данные и использовать научные доказательства для получения выводов;
- осваивать и применять научную информацию для решения задач и проблем;
- понимать значимость естествознания для развития технологий и технических устройств.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название разделов Кол-во
и тем
часов для
изучения
1
Введение.
Выполнение
заданий по теме
«Введение»

2

Содержание курса

3

3

Цели и краткое описание курса внеурочной
деятельности. Выполнение заданий «Дронрейсинг», «Геккон».

Выполнение
4
заданий по теме
«Первоначальные
сведения о
строении
вещества»

Выполнение заданий «Озон», «Тесто»,
«Распространение запахов», «Малосольные
огурчики», «Как «спасти» пересоленую
селёдку».

Выполнение
заданий по теме
«Взаимодействие
тел»

Выполнение тестовых заданий и заданий на
соответствие по теме «Взаимодействие тел».
Выполнение задания «Автобусы», «Метеориты
и кратеры», «Сопротивление воздуха»,
«Капиллярность».

7

Выполнение
10
заданий по теме
«Давление
твердых тел,
жидкостей и газов»

Выполнение тестовых заданий и заданий на
соответствие по теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов». Выполнение заданий
«Исследование морских глубин с помощью
батискафов», «Артезианская скважина»,
«Автоматическая система поилок»,
«Исследование морских глубин с помощью
батисферы», «Воздушные «шары счастья»,
«Плавание рыб».

Выполнение
заданий по теме
«Работа и
мощность»

Выполнение тестовых заданий и заданий на
соответствие по теме «Работа и мощность»,
«Голубая» электростанция», «Рычаги в
природе», «Водопады», «Приливная
электростанция».

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1

Название темы
Введение. Выполнение заданий по теме

Количество
часов
3

«Введение»
2

Выполнение заданий по теме

4

«Первоначальные сведения о строении вещества»
3

Выполнение заданий по теме

7

«Взаимодействие тел»
4

Выполнение заданий по теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»

10

5

Выполнение заданий по теме «Работа и мощность»

9

6

Резерв

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».