Отчет о результатах самообследования 2021 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Утверждаю:
Директор школы
С.Ю. Котелкина
Приказ №132 от 31.08.2021 г.

Одобрено педагогическим
советом школы
Протокол № 1 от 27. 08.2021 г.

ОТЧЕТ
о результатах самообследования
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича
Белинского

2021 год

«Результаты, которые ты получаешь, находятся в
прямой зависимости от усилий, которые ты
прикладываешь»
Денис Волтли.

1. Общие сведения об образовательном учреждении.
1.1. Наименование образовательного учреждения:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Белинского Пензенской области имени
Виссариона Григорьевича Белинского___________
442250, Пензенская область, г. Белинский,
1.2. Юридический адрес, телефон:

ул. Ленина, 47, т. (84153) 2-11-74_________________________

1.3. Учредитель образовательного учреждения:

отдел образования администрации________

Белинского района Пензенской области________________
1.4.Организационно-правовая форма:

муниципальное учреждение

1.5. Тип образовательного учреждения:

общеобразовательное учреждение

1.6 Вид образовательного учреждения:

средняя общеобразовательная школа

1.7. Лицензия серии 58Л01 № 0000624, регистрационный №

от «29» февраля 2016 г.,

11809

выдана Министерством образования Пензенской области__________________ , бессрочная.
(наименование органа управления образованием, выдавшего лицензию)

1.8 Свидетельство о государственной аккредитации серии
№

АА

№

181415, регистрационный

5436 от «25» мая 2011 г. ,________ Действительно до 25.05.2023г.

Министерство образования и науки Пензенской области______________________________________
(наименование органа управления образованием, выдавшего свидетельство государственной аккредитации)

1.9. Сведения об администрации образовательного учреждения
ФИО.

Дата
рожде
ния

Образование (какое
образовательное
учреждение окончил
и когда)

Преподавае
мый
предмет
(если есть)

Стаж
общий и
руководи
-теля

Квалифика
ционная
категория
рук/предмет

Крымова
Инна
Викторовна

17.12.
1969

География

29/10

-/первая

442250,
Пензенская
область,
г.Белинский
ул.Свободы,
25

Романова Елена
Вячеславовна

24.07.
1972

Высшее, Пензенский
государственный
педагогический
институт им.
В.Г.
Белинского,
учитель географии и
биологии,
диплом
серии ЦВ № 178698
выдан 07.07.1992 г.
Высшее,
Пензенский
Государственный
педагогический
институт им.
В.Г. Белинского,
учитель истории и
обществознания
диплом серии ШВ

История,
обществознание

26/1

-/ высшая

442250,
Пензенская
область, г. Б е л и
нс к и й, ул.
Красноармейская
д.31., кв. 6

2

Государст
венные
(ведомств
енные)
награды

Домашний
адрес,
телефон

Абапольникова
Галина
Михайловна

01.01.
1968

№008177 выдан
05.07.1994 г.
Высшее, Пензенский
государственный
педагогический
институт им.
В.Г. Белинского,
учитель русского
языка и
литературы, диплом
серии УВ №345313
выдан 1990г.

Русский
язык,
литература

1.10.Сведения о здании (помещении):

Нагрудн
ый знак
«Почетн
ый
работник
общего
образова
ния
Российск
ой
Федерац
ии»

-/высшая

442250,
Пензенская
область, г .
Белинский
ул.
Московская,
д.1
т. 2-20-1 4

типовое, приспособленное (указать)

1.11.0ценка состояния здания, помещения:
1.12.ИНН учреждения:

29/14

удовлетворительное (дать реальную оценку)

5810004517

1.13.ОГРН (13-значный): 1025801069458

2. Образовательные программы учреждения.
2.1.Сведения о реализуемых образовательных программах (по приложению к лицензии)
№
1
2
3
4

Наименование
образовательных
программ
Начальное общее
образование
Основное общее
образование
Среднее общее
образование
Программы
дополнительного
образования детей
следующих
направленностей: физкультурноспортивная;
- художественноэстетитеческая;
- туристскокраеведческая

Уровень,
направленность

Сроки
освоения/классы

общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(дополнительная)

4/1-4
5/5-9
2/10-11

1-3 года
1-3 года
1-3 года

Количество
Количество
обучающихся
классов
8

203

10

218

2

6

28

238
79
83

2.2 Структура воспитательной работы в учреждении (примерная, выстраивается образовательным учреждением
самостоятельно)

3

Заместитель директора
по воспитательной
работе

Социальный

Психологическая

педагог

служба

«ШАНС»

Классный

Ученик

руководитель
Дополнительное

«ЛУЧ»

Внешкольные
учреждения

Активы классов

2.3 Дополнительные образовательный услуги
 платные (перечислить) - нет
 бесплатные (перечислить) - кружки по интересам (баскетбол; волейбол (2
группы); настольный теннис, аэробика, туристско -краеведческий, танцевальный,
шахматы; переплетное дело, юный стрелок).

3. Сведения об учащихся ОУ
Классы
Кол-во
классов
Число уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

53

59

56

36

45

55

36

38

42

11

18

4. Сохранение контингента учащихся.
Мониторинг выбытия обучающихся в образовательные учреждения в пределах города и за его
пределами.
Число обучающихся в начале
учебного года
всего выбыли в другие ОУ
выбыли в другие ОУ в
пределах города
выбыли в
По причине смены
ОУ за
местожительства
пределы
города

2017-2018 уч.год
440
Чел.
12

%
2,9

3

0,7

9
9

2,2
2,2

2018-2019 уч.год
417
Чел.
5
2

%
1,1

3
3

0,7
0,7

4

0,4

2019 – 2020 уч. год
448

Выбыло за три года

Чел.
5
2

%
0,6
0,4

Чел.
24
11

1
4

0,4
0,2

13
18

Мониторинг прибытия обучающихся.
2017-2018 уч.год

2018-2019 уч.год

2019-2020 уч.год

Прибыло за три года
Всего
прибыли
Из ОУ
города
Из ОУ вне
города

Чел.

%

Чел.

5

1,1

8

-

1,1

5

%

1,9

5

-

-

1,9

5

8

Чел.

%

Чел.

0,6

18

-

-

0,6

18

Численность обучающихся и социальный статус их семей.
На начало нового 2018-2019 учебного года в школе насчитывалось 448 учащихся. В основном это
дети из микрорайона школы. В рамках национального проекта «Качественное образование» в школу
привозят учащихся из сельских школ, которые были закрыты. Обучение в школе трёхступенчатое.
Динамика численности учащихся за три года.
годы
2018-2019 уч.год
2019-2020 уч.год
Количество классов
20
20
комплектов
Количество учащихся
413
431
на

2020-2021уч.год

20
449

Основная часть учащихся - дети из полных семей, но имеются школьники из неблагополучных и
неполных семей

23

72
11
5
0
дети из многодетных семей

дети из неблагополучных семей

ПДН

дети матерей-одиночек

группы риска

5. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности.
В работе с обучающимися школа руководствуется Федеральным Законом «Об образовании
в Российской Федерации», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом
школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования и науки,
приказами и рекомендационными письмами Департамента общего образования Пензенской
области и отдела образования

5

администрации Белинского района, внутренними приказами, в которых определен круг
регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Перечень
и содержание локальных актов соответствует Уставу школы и законодательству Российской
Федерации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная
часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а
часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной
образовательной программы начального общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для
углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В 1 классе в
соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую
нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице:
№
Предметные
Основные задачи реализации содержания
п/п
области
1
Русский язык и
Формирование первоначальных представлений о русском языке как
литературное
государственном языке Российской Федерации, как средстве общения
чтение
людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
2

Иностранный
язык

3

Математика и
информатика

4

Обществознание и
естествознание
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
(Окружающий
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
мир)
её современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному

5

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.

6

6

религиозных
культур и
светской этики
Искусство

7

Технология

8

Физическая
культура

9

Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление
поисково-аналитической
деятельности
для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Согласно
требованиям ФГОС, для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 675 часов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3345 час (обязательная часть -2676
часов; часть, формируемая участниками образовательного процесса - 669 часов).
Продолжительность учебной недели для учащихся 1 классов составляет 5 дней, 2-4 классов 6 дней.
Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34
учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом
- 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут во
втором полугодии; во 2-4 классах - 45 минут.

Учебный план основного общего образования для 5-9 классов в 2020-2021
учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
7

областей и учебных предметов по классам (годам обучения).
Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями.
Инвариантная часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов, что
гарантирует выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с минимумом
содержания образования. Региональный компонент плана отражает региональное своеобразие
природы, истории, культуры и экономики края.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
филология (русский язык, литература, родной язык, родная литература,
иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история,
обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 5 – 9 классах
представлена:
 учебными предметами «Русский язык» (4 часа в 5классах, 2часа в 6,8
классах, 1 час в 7, 9 классе), «Иностранный язык» (по 1 часу в 5- 9
классах), «Обществознание» (1 час в 5 классе), «Математика» (по 1
часу в 5классах, 3 часа в 6 классах), «География» (по 0,5 часа в 6 классах
по 1 часу в 6-9 классах), «Биология» (по 0,5 часа в 6 классах по 1
часу в 6- 9 классах), «Химия» (1час в неделю в 8 классе),
Физика (1 час в неделю в 7-9 классах) для усиления обязательной части в
предметных областях «Филология», «Общественно- научные предметы» и
«Естественнонаучные предметы», в том числе для выполнения
требований ФГОС ООО;
 курсом «География Пензенской области» (0,5 часа в 8классе), экология,
экология Пензенского края ( 0,5 часа в 9 классе) «История родного края» (0,5
часа, в 8 классе) для изучения региональных, национальных и
этнокультурных особенностей нашего региона;
 курсом «Литературное краеведение» (по 1 часу в 6-7 классах),
 «Семьеведение» (1 час в 7 классе) для обеспечения этнокультурных
интересов обучающихся. Для усиления технологической
направленности вводится дополнительный 1 час технологии в 5-7классах,
 курсом «Основы предпринимательства» (0,5 часа в неделю в 9, 10-11
классах),
В 9 классах часы курс «Основы выбора профиля обучения» переданы в
компонент школы для организации предпрофильной подготовки и является
обязательным.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет.
8

Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848 часов.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по
основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивнооздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования ФОК,
ДДТ, Школа Искусств.
Учебный план школы для учащихся, занимающихся по ФГОС СОО
В связи с тем, что школа является общеобразовательной, учебный план направлен на
реализацию следующих целей: обеспечение общего образования для каждого учащегося на
уровне требований государственного стандарта и выше; формирование общеучебных
умений и навыков на уровне, достаточном для продолжения образования и
самообразования; создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их
индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их
физического, психического и социального здоровья.
Для реализации поставленных целей в школе созданы и функционируют профильные
классы (10 -естественно-научный профиль, 11 – социально-экономический профиль).
Учебный план школы для учащихся, занимающихся по ФГОС СОО, представлен:
Инвариантной частью, которая гарантирует овладение выпускниками школы
необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности
продолжения образования. Содержание образования, определенное инвариантной частью,
обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым
ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств,
соответствующих требованиям стандарта.
В среднем звене предмет математика представлен предметами: математика: алгебра
и начала анализа и геометрия; курс естествознания представлен предметами: химия,
биология, география.
Вариативной частью, реализующей региональный и школьный компоненты.
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности,
образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную
часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, используется для
увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию
курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное
9

учреждение, субъект РФ.
Региональный компонент учитывает интересы учащихся и наполняется
предметами и учебными курсами, отражающими региональное своеобразие природы,
истории и культуры Пензенской области как субъекта Российской Федерации.
В старшем звене региональный компонент представлен следующими предметами:
- культура родного края (10,11 классы -0,5 час в неделю);
- основы предпринимательства (10,11 классы - по 0,5 часа в неделю);
- русский язык (10-11 классы -1час в неделю).
- Астрономия (11 класс – 1 час в неделю).
Ряд предметов регионального компонента изучается интегрировано.
- основы местного самоуправления (0,5 часа в 10 классе) в курсе обществознания;
экология и экология Пензенского края; технология и региональный рынок труда при
изучении основ предпринимательства.
Школьный компонент (обязательные, факультативные занятия) отражает
специфику школы как образовательного учреждения, учитывает личностные особенности,
интересы и склонности школьников, а также служит для расширения и углубления знаний
по предметам, относящимся к федеральному компоненту. Это обусловлено большим
объемом программного материала и последующей подготовкой к ГИА.
В старшем звене компонент образовательного учреждения представлен
следующими предметами:
- русский язык (по 1 часу в неделю в 10 классе естественно-научного профиля, в
11классе – социально-экономического профиля);
Информатика в 10классе - естественно-научного профиля, в 11классе – социальноэкономического профиля);
- курсы внеурочной деятельности, позволяющие школьникам развить интерес к
тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия (по 3 часа в
неделю в 10-11 классах).
- Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения в школе
соответствует предельно допустимой учебной нагрузке учащихся.
- Число часов на вариативную часть определено для шестидневной учебной недели.
- При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике ,
физической культуре (10 - 11 классы) осуществляется деление классов на группы при
наполняемости 25 человек и более.

10

Сравнительный анализ успеваемости (за 5 лет).
Обучалось учащихся

2020-2021
год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

год
448

год
440

год
417

год
431

Не получили аттестат:

-

-

-

-

-

об основном образовании

-

-

-

-

-

о среднем образовании

-

-

-

-

-

Окончили школу с медалью
Окончили основную школу с
отличием
Окончили на «отлично» по 211 классам
Окончили на «хорошо» и
«отлично»

5

4

4

2

2

3

1

8

3

1

52
(11,6%)
189
(42,2%)

45
(10,2%)
131
(29,8%)

45
(10,8%)
119
(28,5%)

45
(10,4%)
146
(36,6)

Всего

449

42
(9,35)
136
(30,5)

Таблица результатов итоговой успеваемости выпускников начальной школы за три года.
Учебный год

Количество
выпускников
36
57
51

2018-2019
2019-2020
2020-2021

На «отлично» На «хорошо» % качества
кол-во, %
кол-во, %
знаний
3/8,3
20/55,6
64
7/12,2
27/40,3
60,0
5/9,8
13/25,4
43,1

Неуспевающие,
кол-во, %
-

Таблица результатов итоговой аттестации выпускников 4 класса
(за три года)
Предмет
Литературное чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Учебный
год
2018-2019
2019-2020
2020-2021
2018-2019
2019-2020
2020-2021
2018-2019
2019-2020
2020-2021
2018-2019
2019-2020
2020-2021

Кол-во
37
36
51
37
36
51
37
36
51
37
36
51

5
%
9 24,3
9
25
33 68,4
5 13,5
4
7

11,1
12,2
10 27,0
8 22,2
8 14,03
12 32,4
11 30,6
22 49,1

11

Оценки
4
%
3
15 40,5
13
16 44,4
11
13 22,8
5
12 32,4
20
18 50,0
29 56,1
15 40,5
12 33,3
33 57,8
12 32,4
16 44,4
25 43,8

%
35,1
30,6
8,7
54,1

2
-

%
-

14 38,9
15 31,6
12 32,4
16 44,4
15 26,3
13 35,1
9
25
4 7,01

-

-

Таблица результатов итоговой успеваемости выпускников основной школы
(за три года)
кол-во
выпускников
47
39
42

Учебный год
2018-2019
2019-2020
2020-2021

на «отлично»
8 (17,0%)
3 (7,89%)
2 (13,3%)

на «хорошо»
и «отлично»
10 (21,3%)
10 (26,3%)
7 (23,3%)

не получили
аттестата
-

% качества
знаний
38,3
34,9
33,0

Результаты итоговой аттестации за курс основной школы:
В 2020-2021 учебном году учащиеся девятых классов сдавали выпускные экзамены в форме ОГЭ.
Результаты экзаменов (с учетом пересдачи) следующие:
Оценка

Предмет

Количество учащихся

Математика

37

Русский язык

37

Физика

2

История

3

2

География

7

Химия

2

1

Биология
Информатика

4
8

Обществознание
Литература
Иностранный язык (нем)

«5»

«4»

7

6
15

7
Контрольные работы

1

«3»
27

«2»
-

15

-

1

1

-

1
2

5

-

1
1

-

-

-

3

8

1

2
5

4

3

-

2

1

1

-

-

1

-

-

1

-

Таблица итоговой успеваемости выпускников
средней школы (за три года)

-

Количество
выпускников

2018-2019
2019-2020
2020-2021

Медалисты

на «4» и «5» качество
знаний %
колич, %

на
«отлично»
колич., %

не
аттестовано

21

4 (18,2%) 4 (18,2%)

13 (59,1%)

77,3

-

18
9

2(13,3%)
2 (28,6%)

4 (26,2%)
2 (28,6%)

45,5
57,1

-

2(13,3%)
2 (28,6%)

-

Результаты ЕГЭ в 2020-2021 учебном году

Предмет

Русский язык
Математика
(профильная)

колво
уч-ся

9
6

минималь
до
ное
минимальколичесного
тво
количества
баллов
баллов

24

-

27

-

до
50
баллов

свыше
70
баллов

2019-2020

12

до
70
баллов

Средний
балл

1

2020-2021

7

2

62,4

62,4

3

2

63,3

63,3

Информатика
История России
Обществознание

3

40

6
5

Биология

2
1

6,6

64,6

57,8
69,2

58,1
63,5

1

65,0

62,3

2

1

74,0

61,1

1

1

53,3

59,2

-

89,9

68,5

71,2

32
42

-

1
1
1

3

36

-

-

3
2

Химия

3

36

-

-

Физика

2

36

-

Иностранный языка
(англ)
Литература

1

5

28

1

32

1

1

Результаты участия учащихся в олимпиадах (за три года).
Город(район)

Учебный год
2018-2019
2019-2020
2020-2021

Область
Занято призовых мест

I
9

II

III

8

5

17
8

6
7

11
6

I

II

III

Россия

I

II

Всего

III
28
23
21

Кадровый потенциал образовательного учреждения.
Всего педагогических работников - 37 / 100%, в том числе совместителей - 3/ 8,1%.
Укомплектованность штатов: % (по лицензии) общая - 85,5%, штатных педагогических
работников - 90%
Уровень образования педагогических работников.

Штатные
работники
Совместители
Всего:

Высшее образование (в
том числе
педагогическое) чел/%

Среднее
профессиональное (в том
числе педагогическое)
чел/%

Кандидатов и
докторов наук чел /
%

30 / 81,0%

4 / 10,8%

-

2/ 5,4%
32/ 86,4%

1/ 2,7%
5 / 13,5%

-

Уровень квалификации педагогических работников.
Первая
Высшая
квалификацио
Соответствие
квалификац
нная
занимаемой
ионная
должности
категория
категория
чел/%
чел/%
Штатные
18 / 43,2%
8/ 27,0%
4 / 10,3%
работники
Совмести
1/ 2,7%
2 / 5,5%
тели
Всего:
19 / 51,3%
10/ 29,7%
4 / 10,3%
13

Государствен
ные награды

Ведомстве

17 / 45,9%

32 / 86,4%

17/45,9%

нные
награды

32 /86,4%

Стаж работы.

до 2 лет
чел/%

от 2 до 5 лет от 5 до 10
чел/%
лет чел/%

от 10 до
20 лет
чел/%

свыше
20
лет чел/%

Средний
педстаж

Штатные
2/ 5,4%
1/ 2,7%
4/10,3%
12/32,4% 20/51,3%
25 лет
работники
2/5,5%
Совместители
2/ 5,5%
24 года
Всего:
1/ 2,5%
4/10,3%
14/35,8% 19/54,0%
25 лет
Возраст педагогических работников.
до 30 лет 30 - 40 40 - 50 50 - 60 лет Свыше 60
Работающих
чел/% лет чел/% лет чел/% чел/% лет чел/% Средний пенсионеров
возраст по возрасту
Штатные
2/ 2,7% 7 /18% 10 /27% 15/38%
3/8%
48
7
работники
Совместители
2 /5,4% 1/ 2,7%
46
Всего:
2/ 5,5% 7 /18% 12 /31% 16/39,2%
3/8%
48
7
Учебная нагрузка педагогических работников
•

менее 18 часов в неделю 0 чел.

•

18 часов в неделю 0 чел.

•

от 19 до 26 часов в неделю 20 чел.

•

27 часов в неделю и выше 4 чел.

•

средняя нагрузка по образовательному учреждению 22,5 часа.
В течение года аттестовано 4 педагогических работника.
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за последние 5
лет 30 человек - 85,7% от общего числа.
Воспитательная работа.
Вся воспитательная и образовательная деятельность школы основана на потребностях и
интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного
развития. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и
нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива школы
должна стать личность школьника, ориентированная на самопознании и самовоспитании, с
чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.
Планирование воспитательной работы осуществлялось в соответствии с планами
воспитательной работы Министерства образования Пензенской области, отдела образования
администрации Белинского района.
Цель воспитательной работы - создание в школе воспитательного пространства, главной
ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой,
нравственно и физически здоровой личности каждого ребёнка.

Задачи воспитательной работы:

14

■
Создавать действенную и эффективную воспитательную систему в школе на основе
единства диагностики и результатов деятельности, материальной базы школы, уровня развития
коллектива воспитателей-единомышленников, ученического самоуправления, дополнительного
образования и социальной среды.
■
В развитии детского движения и ученического самоуправления предусматривать реальное
участие детей в планировании, организации и оценке школьных дел.
■
В совместной работе школы и семьи выделить приоритет здоровья; создавать и
поддерживать авторитет благополучных семей, поощрять личный пример семьи и родителей в
воспитании детей.
■
Приобщать обучающихся к нравственным ценностям в процессе духовного и культурного
развития. Профилактика правонарушений.
■
Нацеливать обучающихся на получение глубоких и прочных знаний с постановкой
перспективных задач через систему различных дополнительных занятий, различных по тематике
кружков.
■
Создавать условия для участия семей в воспитательном процессе, привлекать родителей к
участию в управлении общеобразовательным учреждением.
■
Продолжить развитие творческих способностей обучающихся во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
1.
Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном
учреждении.
2.
Повышение культуры общения на разных уровнях: ученик - ученик, ученик - учитель,
ученик - родитель, учитель - родитель, учитель - учитель.
3.
Усвоение обучающимися общечеловеческих ценностей «Человек», «Общество», «Знания»,
«Красота», «Семья», «Здоровье» и др.
4.

Повышение интереса школьного коллектива к участию в конкурсах, соревнованиях.

5.
Повышение педагогической культуры родителей, активное участие родителей в школьных
мероприятиях.
6.

Улучшение социальной ориентации выпускника школы.

7.

Рост уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления
воспитательной деятельности:
•
Гражданско-патриотическое (Моя Родина -Пензенская область; 76 летие Победы в ВОВ).
•
Профориентационное (Славен человек трудом )
•
Спортивно-оздоровительное (Моё здоровье - моё будущее);
•
Духовно-нравственное
•
Художественно-эстетическое
•
Трудовое
•
Семейное
•
Изучение личности
•
Индивидуальная работа с детьми "группа риска";
•
Дополнительное образование.
15

Педагогический коллектив имеет свои школьные традиции, что позволяет иметь "свой имидж".
Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех,
кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее.
Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.
Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

"1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка
"День Учителя"
День народного единства, День памяти Героев
Праздники в классных коллективах
"Пусть всегда будет мама"
"Новогодние ёлки", "Новогодний бал"
День защитника Отечества "Уроки Мужества"
"Международный женский день - 8 Марта"
" Учителя моей школы- участники ВОВ"
"День защиты детей
"Последний звонок".
Праздник вручения аттестатов в 9 классах, Выпускной.

Участие в конкурсах:
Учащиеся нашей школы принимали активное участие в районных, областных, всероссийских
конкурсах .
Многие участники конкурсов награждены дипломами, благодарственными письмами и памятными
призами:
Почетной грамотой Министерства образования Пензенской области награжден отряд
тимуровцев «Будь готов» на областном слете «Равнение на победу».
Дипломом Министерства Пензенской области награжден коллектив учащихся и учитель
Абапольникова Г. М. за 3 место областной экологической акции «Летопись добрых дел» по
сохранению природы.
В
областном конкурсе Всероссийской акции «Я -гражданин России проектная команда
нашей школы стали победителем в номинации социальных проектов «Твори добро»

16

Конкурс

Учитель

Школьный

«До свиданья, Лето!
Школа, здравствуй!»
«Пожарная безопасность
глазами детей»

Все классы

+

«Умелые мамины руки»
«Новогодняя поделка»
«Зимние забавы»
«Папа, мама, я спортивная семья»
«Мой папа- солдат!»

Районный

Королева Н.В.
Савельева Т.В.

Областной

Участие
место

+

1,2

Антропова М.Ю.

1

Каратаева В.И.

1

детей

Серебрякова Е.Н.
Павлуткина Т. В.
Праслова Е.В.
Все классы,
воспитатели
Начальные классы
Серебрякова Е.Н.

+
+
+
1,2

Начальные классы

+

«Портрет моей мамы»

Начальные классы

+

КВН

Каратаева В. И.

1 место

+

Кандрина С.Н.
Акция« Дарю благо»
«Домик для Вероники»

Начальные классы
Все классы

«Золотые руки мамы»

Все классы

«Бизнес глазами детей»

Праслова Е.В.
Савельева Т.В.

«Коррупция глазами
детей»

Праслова Е.В.
Савельева Т.В.

«Конкурс культурных
дневников»

Праслова Е.В.

+
+

3
3
3,
сертификаты
Начальные

+

классы

Крутова Н.Н.
Значение института
местного самоуправления
в истории российского
государства

+

2

+

«Победа далекая и
Абапольникова
близкая», посвященная 76- Г.М.
й
Воробьева Е.И.

2
2

17

годовщине ВОВ

Лушникова Л.Н.

«Мир заповедной
природы»

Серебрякова Е.Н.
Савельева Т.В.

3
+

3

Каратаева В.И.
«Летопись добрых дел по
сохранению природы2017»

«Шанс» МОУ СОШ №1

«Безопасное
движение»:
рисунок
поделка
светоотражатель

Серебрякова Е.Н.

«Мир глазами детей»

Каратаева В.И.

2
1

3
2,3
1
3

Антропова М.Ю.

+

2

Серебрякова Е.Н.
Антропова М. Ю..
Крутова Н.Н.

участие
1,2
3

Савельева Т.В.
Праслова Е.В.

+

2
3

Седова Л.М.

3

«Что? Где? Когда?»

Крутова Н. Н.

3

«Мир заповедной
природы»

Высоцкая Т. Н..
Савельева Т.В.

1,2,3

Конкурсы по экологии

+
Иванова А. В.

1,2

«Безопасность дорожного
движения»
«Эко -Взгляд»
Абапольникова
Г.М.

«Я- гражданин Росси»

+

2

Праслова Е.В..

+

2

Антропова М.Ю.

+

2

Каратаева В.И.

+

2

Королева Н.В.
Абапольникова
Г.М.

+
+

3

Патриотическое воспитание
В школе всегда уделялось и уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Одно
из центральных мест занимает сотрудничество с ветеранами, для которых школа ежегодно
проводит встречи, посвященные памятным датам и Всемирному Дню пожилого человека. За годы
сотрудничества установились теплые доброжелательные отношения между ветеранами и
коллективом педагогов и учащихся. Большую работу провели учащиеся школы по продолжению
исследовательской работы и участию в региональном проекте «А мы из Пензы . Наследники
победителей». Такие проекты воспитывают чувство семейной гордости за своих родственников,
ответственности за честь фамилии, осознание истории семьи как части истории народа.
Коллектив по данному направлению ставил перед собой следующие задачи:
 воспитание любви к Родине, её истории, традициям.
•

воспитание к своей малой Родине.
18

Одно из коллективных творческих дел данного направления. Это:
•

конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества;

Мероприятия

Участники

Конкурс знатоков истории, посвященный 200-летию
Бородино
Урок мужества
Спортивная эстафета «Мой папа и я!»

Учащиеся 8-9-х классов
Учащиеся 8-х классов
Учащиеся 2-4 классов

•

соревнования допризывной молодежи;

•

проводы в армию;

•

учебно-полевые сборы, беседы;

•

встречи с ветеранами, работниками военкомата;

•

операции «Память», «Забота», «Милосердие»;

•

конкурсы патриотических песен;

•

«Вахта памяти»;

•

активизация тимуровской и волонтерской работы.

Осуществлялась тесная связь с РВК. Доброй традицией стало проведение «Проводов в армию», Дня
защитников Отечества, а также несение почетного караула у памятника Героям-землякам.
Коллектив школы продолжает работать над привитием любви к родному краю.
Посещение музеев
Учащиеся нашей школы посетили музей В.Г.Белинского, музей А.П. Анисимовой, музей М. Ю.
Лермонтова, музей воинской славы с. Пушанино, картинную галерею им. Савицкого, Пензенскую
филармонию, Пензенский драматический театр, Пензенский краеведческий музей, музей
Ключевского, музей живой воды Кувака.
. Дети узнали много интересного о нашем районе, области. Это способствует воспитанию любви к
родному краю, культуре, традициям.Приняли участие в региональном проекте «Культурная палитра58 региона».

Большая заинтересованность учащихся в организации подобных мероприятий и активное участие в них
позволяет судить о достаточно высоком уровне сформированности нравственных и духовных качеств
учащихся.
Активное участие принимают учащие нашей школы в уходе Сада Победы. Во всех классах
оформлены стенды, посвящённые Великой Отечественной войне.

Спортивное воспитание

«Формирование потребности в здоровом образе жизни» реализуем через создание и реализацию
19

комплексно-целевой программы «ГТО в школе». На сегодняшний день остро стоит проблема
сохранения здоровья учащихся, поэтому в воспитательной работе задача создания условий сохранения
здоровья детей проходит красной нитью.
Физическая культура составляет важную часть оздоровительной или воспитательной работы и
является мощным средством укрепления здоровья и правильного развития детей и подростков.
Учителя физкультуры, медицинские работники систематически проводят анализ физического состояния
детей и их учебной нагрузки. Врач строго контролирует режим питания и отдыха учеников. Регулярно
в школе проходят встречи с работниками ЦРБ. Производится медицинский осмотр учащихся школы.
На уроках для снятия статического напряжения и психо-эмоциональной нагрузки проводятся
физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения; на уроках информатики - комплекс
упражнений гимнастики для глаз.
Вот уже несколько лет школа уделяет большое внимание физическому развитию учащихся. В
нашем микрорайоне школа выступает центром воспитательной работы среди учащихся и взрослого
населения. В
школе была организована работа 7 кружков и секций спортивной направленности.
Учащиеся школы под руководством опытных учителей физического воспитания Булаевой Н.А., Ларина
А.В., Ивановой А.В. не раз занимали призовые места на районных и областных соревнованиях :
Результаты спортивных соревнований за 2020-2021 учебный год
Название
Легкая атлетика

Место
1-девочки

20

3- мальчики
Стритбол
Спортивная ходьба

Мини-футбол
Шахматы
Настольный теннис
Плавание
Шашки
Волейбол
Фитнес аэробика
Орленок
Футбол

1 место
Кисилев Денис, Ломова Арина, Тишина Елизавета
1 место
1 -младшие
2 -старшие
2 место
1 место
1- старшие
2- младшие
1 -девочки 3- мальчики
1 место
2 место
1- младшие 1- старшие
1 место

Зональные соревнования «Президентские игры»
Областные ««Президентские игры»
2 место
Лучшие спортсмены школы Тишина Елизавета, Ломова Арина, Кисилев Денис , Иванов Юрий ,Коросткин
Владимир

Проводилось много оздоровительных мероприятий: День здоровья, «Веселые старты»,
«Богатырская сила», «Самый ловкий, сильный», спортивные соревнования по баскетболу, футболу,
волейболу, декада «Мы против вредных привычек».
Учебный материал каждого урока ЗОЖ направлен на формирование здорового образа жизни.
Ежедневно проводилась зарядка перед занятиями, сделан подбор размера школьной мебели, ежедневно
проводились подвижные игры на переменах.
Продолжалась реализация программы ГТО в ШКОЛЕ». Многие учащиеся нашей школы смогли сдать
нормативы ГТО и били награждены золотыми и серебряными значками. Учащиеся нашей школы
представляли район на областном фестивале ГТО.
Массовые виды мероприятий, проводимые в школе в этом году:
- комплексные соревнования и спортивно-оздоровительные мероприятия согласно планам работы
Министерства образования Пензенской области и Комитета Пензенской области по физической
культуре и спорту,
- Всероссийские проекты «Школьная баскетбольная лига» и «Школьная футбольная лига»,
- региональные соревнования Всероссийских состязаний школьников «Президентские состязания» и
«Президентские спортивные игры».
Командообразование и воспитание лидеров осуществлялся через школьный Клуб «Юниор»
21

Школьный спортивный клуб создавался:
► по определённым видам спорта (дартс, футбол, мини-футбол, волейбол, легкая атлетика,
настольный теннис, баскетбол, аэробика, фитнес, туризм, танцы, шахматы и шашки);
► для организации работы по совершенствованию физического воспитания в образовательном
учреждении, по развитию олимпийского движения и т.д.
В школе успешно реализуется программа «Школьного питание». Все учащихся школы охвачены
горячим питанием.
В июне работал оздоровительный лагерь с дневным пребыванием численностью 50 учащихся. В
распоряжение лагеря было предоставлено 2 кабинета, спортивный зал, актовый зал. В этом году лагерь
с дневным пребыванием имел несколько профилей:
• оздоровительный,
• художественно-эстетический,
• педагогический
• военно-патриотический,
• трудовой
Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление - физкультурная разминка во время учебного процесса для активации
работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и
самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс - использование здоровьесберегающих образовательных технологий,
рациональное расписание;
- информационно-консультативная работа - лекции, классные часы, родительские собрания,
внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные
соревнования, работа спортивных секций.
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на хорошем
уровне, но следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа
жизни в 7-8 классах, активизировать работу отдела здоровья и спорта ученического самоуправления,
для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы
на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный по пропаганде здорового образа жизни,
продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением врачейспециалистов.
Развитие школьного самоуправления
В 2020-2021 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу по организации
самоуправления на школьном уровне. Воспитательная работа в данном направлении ведется Советом
старшеклассников. Цели и задачи Совета тесно переплетаются с общешкольными воспитательными
задачами.
В школе заложены хорошие традиции ученического самоуправления. Дети участвуют в работе школы,
в детских общественных организациях. Анализ деятельности ученического самоуправления показал,
что лидером детских объединений не хватает умений и навыков организаторской деятельности,
управления процессом общения.
Состав ученического комитета школы и класса обновляется в начале года, выбирается лидер и его
помощник.
22

В этом году работало 6 служб: «Наука и образование», «Культура и досуг», «Здравоохранение и
спорт», «Охрана и безопасность», «Информационный центр», «Труд и забота». Каждая служба работала
по своему направлению и реализовывала свой план работы. Возглавлял ее председатель. Смысл работы
служб состоял не только в том, чтобы организовать интересную школьную жизнь, но и в том, чтобы
дети включались в существующие пирамиды отношений руководства, чтобы они приобретали личный
опыт демократических отношений и формы его осознания. Наиболее удачным опытом в этом смысле
обладают службы «Культура и досуг», «Труд и забота», «Охрана и безопасность». Ребята собирались
регулярно обсуждать вопросы по реализации планов. В течение года самостоятельно провели
множество мероприятий, акций, праздников.
Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать
удовлетворительной. Необходимо активизировать работу всех отделов, через более тесное
сотрудничество с библиотекой, классными коллективами, общественностью. Школьному ученическому
самоуправлению совместно с классными самоуправлениями организовывать больше мероприятий по
всем направлениям воспитательной работы.
Организация работы классных коллективов
Деятельность большинства классных коллективов была направлена на реализацию общешкольных
и социально значимых задач. В традиционных школьных мероприятиях принимали участие все классы,
но степень активности классов в жизни школы разная. Это связано с работой классных руководителей,
их желанием и умением организовать детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого
ученика. В большинстве классных коллективов были созданы условия для творческого развития
личности, в некоторых недостаточным было количество мероприятий, требующих раскрытия
творческого потенциала ребят. Таким образом, не все обучающиеся активно включены в
жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. В целом работу
классных руководителей можно считать удовлетворительной.
Посещались классные часы и воспитательные мероприятия. Цели посещения: соответствие
содержания мероприятий задачам воспитания; качество подготовки и проведения мероприятий;
выполнение плана воспитательной работы; удовлетворённость учащихся.
В целом мероприятия проходили
согласно плану. Тематика школьных дел разнообразна,
соответствовала теме года, охватывала юбилейные даты истории России.
Большое количество мероприятий этого года имели профилактическую направленность: профилактика
вредных привычек, наркомании, других зависимостей; профилактика правонарушений; профилактика
ВИЧ-инфекции; другие вопросы здоровья и безопасности детей.
Подводя итоги воспитательной работы за истекший учебный период, следует отметить, что
педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать
поставленные перед ним задачи. План внеурочной деятельности на 2020 - 20201 учебный год реализован
на 80%. Остальные дела (20%) не были проведены по объективным причинам, их отсутствие никак не
сказалось на общих результатах работы. В течение года неоднократно приходилось вносить коррективы
в планы в связи с приходящими извне директивами (письма, постановления, распоряжения и т.п.). Все
мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей, были направлены на
реализацию поставленных задач, и имели место в воспитательной системе школы. На сегодняшний день
о школе можно сказать следующее:
- Во всех делах школы принимали участие все классы в меру своих сил и способностей.
Во всех классах классные часы походили по расписанию в соответствии с планом. При выборе тем
классных часов педагоги руководствуются «Циклограммой проведения классных часов». Всё чаще к
проведению классных часов привлекались обучающиеся.
23

В воспитательный процесс включен весь педагогический коллектив школы:
воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.

Анализ работы коллективов дополнительного образования
В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности как в стенах
школы, так и вне её занимается 99% учащихся школы. Кружки художественные -50%, спортивные 55%, социальные -8 % . Школьные кружки и секции работали результативно, ребята успешно принимали
участие в различных соревнованиях, творческих конкурсах.
Потребности в дополнительных образовательных услугах отчасти реализуются через внеурочные дела,
конкурсы, соревнования, другие воспитательные мероприятия.
Главная задача
дополнительного образования- обеспечить самоопределение и
самореализацию ребенка, развитие личности в соответствии с его склонностями и способностями.
Актуальность развития дополнительного образования в нашей школе в том, что далеко не все дети по
разным причинам могут посещать городские учреждения дополнительного образования. В то же время
каждому ученику необходимо попробовать себя в как можно более разнообразной деятельности во
внеучебное время в различных объединениях по интересам, и здесь организация дополнительного
образования в школе бесценна. Она дает возможность учащимся возможность, во-первых, расширить
базовое образование (на факультативах, спортивных секциях, кружках), во-вторых, оказывает огромное
влияние на развитие внеурочной деятельности. В нашей школе за последние годы мы постарались
создать такую воспитательную систему, которая обеспечивает достаточное развитие каждого ребенка в
условиях комфортной школьной среды, его физическое, психическое, социальное и нравственное
здоровье.
Дополнительное образование в нашей школе представлено следующими направлениями:
физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое и туристско-краеведческое.
В 2020-2021 учебном году в школе обучалось 448 учащихся. Почти все они из семей, в которых
родители много времени уделяют работе. Школа не может на 100% оградить детей от негативного
влияния среды, однако она в силах повлиять на степень ее воздействия. 2/3 времени, отведенному
человеку для бодрствования, наш ученик проводит в школе, где реальная жизнь наполнена
разнообразной
деятельностью:
учебной,
трудовой,
общественно-полезной,
творческой,
оздоровительной, досуговой и т.д. Ребята общаются со сверстниками и старшими, занимаются в
творческих объединениях по интересам.
В школе ведется богатая по содержанию и многообразная по формам внеурочная деятельность, в
которой каждый ученик может реализовать себя, показать свою уникальную индивидуальность. Но, к
сожалению, уровень активности учащихся, желающих реализовать свои возможности, остается низким.
Некоторые ребята стесняются показать свои способности, у других они есть, но их надо помочь развить.
Поэтому основная задача, которая стоит перед педагогами заключается в том, чтобы увидеть
резервы в ребенке и создать условия для их реализации.
Развитие дополнительного образования в нашей школе зависит от успешности решения целого
ряда задач (нормативно-правовых, кадровых, методических, организационных). С организацией
внеурочной деятельности у нас не все благополучно, хотелось, чтобы кружки у нас вели и педагоги с
ДДТ, музыкальной школы.

Все руководители имеют рабочие программы, согласно которым строят свою работу в течение
года.
Несмотря на все проблемы, мы понимаем, что правильно организованная система дополнительного
24

образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально
развить или сформировать познавательные потребности каждого учащегося, что позволит в конечном
итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс школьного образования.
Работа с родителями
Семья и школа долго были под бременем авторитарности. Сегодня гуманизация отношений внутри
семьи, внутри школы изменяет и взаимоотношения семьи и школы. Каждый педагог понимает: без
помощи взрослого дети довольно долго не могут ориентироваться в мире, с трудом решают многие
вопросы, жизненные задачи, обретают духовную культуру. Но без педагогики сотрудничества эту
проблему не решить, так как только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен
поддержкой, не отторгает ее, а принимает как условие успешности решения своих целей и проблем.
Психологическая служба выявляет отношение родителей к ребенку, характер контроля за его
действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. Эта помощь
представляет собой прежде всего диагностирование, индивидуальную работу с учащимися и
родителями. В целях изучения общественного мнения родителей по ряду проблем проведено
социологическое исследование. Результаты можно рассматривать как социальный заказ школе на
ближайшую перспективу.
Формы работы с родителями разные, но преобладающей является родительское собрание. Оно деловая встреча учителей, родителей, учащихся, направленная на обсуждение интересующих всех
вопросов. Тесное сотрудничество с родителями позволяет приблизить семью к школе, обоюдно решать
проблемы как духовные, так и материальные, расширять сеть платных услуг для детей и родителей.
Индивидуальные консультации педагогов, психологов, классных воспитателей, «педагогический
всеобуч» на родительских собраниях, медицинское консультирование, занятия родителей вместе с
детьми в спортивных секциях - далеко не полный перечень тех шагов, которые предпринимает школа
«навстречу» семье.
Родительский комитет школы оказывает организационную, творческую, финансовую поддержку.
В школе проводилась работа с родителями, направленная на формирование единства требования семьи
и школы к ребенку. Созданы классный и общешкольный родительские комитеты.
Работа с родителями документально оформлялась, есть протоколы родительских собраний
В работе с родителями коллектив педагогов работал по трём основным направлениям:
• повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, консультации);
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела);
•

участие родителей в управлении школой (деятельность общественного родительского
комитета, укрепление материально-технической базы).

Проводились различные формы сотрудничества детей и взрослых, учителей и родителей: праздники,
концерты, рейды, экскурсии).
Психологом и социальным педагогом было дано более 60 консультаций по вопросам воспитания
детей. Данная работа сближает родителей и учителей. Родители привлекаются к активному участию в
организации учебно-воспитательного процесса.
С целью изучения семей и привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе
ежегодно проводятся социологические исследования.
Работа по профилактике правонарушений
25

В прошедшем 20209 - 2021 учебном году в нашей школе продолжалась работа по профилактике
правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних учащихся. В рамках программы по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе:
- была организована досуговая занятость учащихся, состоящих на различных формах учета,
привлечение их к различной творческой деятельности;
- проводилась работа с родителями: родительские собрания, посещение на дому, совместные рейды
по выявлению безнадзорных и беспризорных детей и другие мероприятия, неделя семьи, неделя
профилактики правовых знаний и другие мероприятия.
- составлен банк данных семей группы «риска» и находящихся в социально опасном положении;
разработан план работы с ними;
- создан и действовал Совет профилактики асоциального поведения учащихся.
В школе в прошедшем учебном году на внутришкольном учете неблагополучных на начало года:
состояли 7 семей (среди них одна семья в ДЕСОП), на конец 6 семей. С ними проводились
профилактические беседы, родителей и детей приглашали на заседания Совета профилактики;
посещались на дому раз в месяц, после посещения составлялся акт обследования семьи.
Незначительные проступки учащихся совершались , как и везде, но они тут же рассматривались
совместно с родителями. Проводилась работа с самими учащимися, классными руководителями, по
необходимости привлекались и родители
Под постоянным контролем заместителей директора, классных руководителей, социального
педагога находятся учащиеся, требующие особого внимания. Это отстающие ученики, ребята, у которых
возникают какие-либо трудности в общении со сверстниками или взрослыми.
В школе нет серьезных проблем с правонарушениями, связанными с употреблением алкоголя или
наркотиков. Учащиеся нашей школы принимали участие во всех мероприятиях, посвящённых
профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма среди подростков.
Сотрудники полиции и инспекторы ПДН проводили лекции с учащимися и
родителями школы, направленные на профилактику правонарушений и безнадзорности:
- «Ответственность несовершеннолетних за употребление спиртных напитков»;
- «Ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений»;
- «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей».
Администрацией школы большое внимание уделялось организации летнего отдыха детей из
неблагополучных семей. Формы организованной занятости - лагеря дневного пребывания, трудовая
практика и детские площадки при дворовых клубах.
Работа по профилактике асоциального поведения учащихся будет продолжена, т.к. проблемы
здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения несовершеннолетних на сегодня одна
из самых главных.
Планирование воспитательной работы в школе, прежде всего происходит с учетом
индивидуальных, личностных качеств каждого ребенка, его семьи. Особое внимание педагоги уделяют
детям, находящихся в сложных жизненных условиях (социально-неблагополучные семьи, безработные
родители, неполные семьи и др.), поэтому уже не первый год школа работает СОВМЕСТНО С
РОДИТЕЛЯМИ», ее цель предупреждение и профилактика правонарушений среди обучающихся. В
школе функционирует служба, деятельность которой направлена на оказание поддержки и помощи
нуждающимся детям: соц. педагог, психолог, директор школы, зам. директора по ВР, классные
руководители.

26

Общая численность обучающихся

448

Полные семьи

283

Неполные семьи

72

Многодетные семьи

23

Малообеспеченные семьи

22

Безработные родители

34

Опекаемые дети

7

Дети-инвалиды

4

Социально-неблагополучные семьи

6

Семьи, состоящие на учете в ПДН

1

Внутришкольный учет
1
Учет в ПДН

0

Особое внимание в школе уделяется работе с детьми девиантного поведения. В решении данной
проблемы осуществляется следующая работа: индивидуальные беседы, взаимодействие с родителями,
посещение семей, советы по профилактике, контроль успеваемости и посещаемости, контроль занятости
в свободное от уроков время.
Следует заметить, что в этом году велась очень тесная и слаженная работа с инспекторами ПДН, что
дало неплохие результаты.
В целом поставленные задачи по профилактике правонарушений можно считать решенными.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости
развития воспитательной системы школы в следующем учебном году необходимо решать следующие
воспитательные задачи:
1.
Продолжить формирование у учащихся системы ценностных ориентиров: здоровый образ жизни,
уважение к ближнему, старшему, любовь к Родине, духовная и нравственная воспитанность - через
реализацию областных программ, проектов.
2.
Совершенствовать работу по психолого-педагогическому просвещению родителей и совместное
проведение досуга детей и родителей.
3.
Продолжить работу по повышению социальной активности учащихся, их самостоятельности и
ответственности в организации жизни детского коллектива и социума через работу ученического
самоуправления.
Одно из направлений работы школы в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» работа с одаренными детьми. Для них запланированы занятия факультативов, курсов по выбору и
элективных курсов, на которых учителя стремятся формировать творческую всесторонне развитую
личность, ориентируют учащихся на приобретение навыков самостоятельной и исследовательской
деятельности. Лучшие научные работы учащихся ежегодно представляются на областной научно27

практической конференции школьников «Старт в науку»
Согласно своей Программе развития школа обеспечивает качество образования реализацией
компетентного подхода. Образовательный процесс в школе ориентирован не только на усвоение
обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей. Педагогический коллектив формирует целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
образовательных программ. Анализ эффективности такого подхода позволяет сделать следующие
выводы:
>
Отмечается общая стабильность образовательных результатов, выражающихся в отсутствии
второгодников и учащихся, не получивших аттестаты. За последние 5 лет в школе нет случаев
отчисления, учащихся без получения основного общего образования.
>
Обеспечено качество результатов образовательного процесса в условиях его вариативности и
разнообразия педагогических технологий.
>
Условия осуществления образовательной деятельности в школе соответствуют современным
требованиям: системно проводится работа по повышению статуса педагогических работников, которым
предоставлено право на участие в управлении образовательным процессом, отлажена работа по
повышению профессионализма педагогических кадров. Педагогические работники постоянно
занимаются самообразованием, участвуют в семинарах, практикумах различного уровня, регулярно
посещают курсы квалификации, участвуют в работе творческих групп по освоению новых
педагогических технологий.
Создана система по обеспечению безопасных условий образовательного процесса. В центре системы
находится ребёнок. Для сохранения жизни и здоровья, с целью создания и обеспечению безопасных
условий пребывания ребёнка в школе разработан план мероприятий и практических занятий, которые
знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, предусматривает развитие психологической
устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Школа обеспечена наличием тревожной
кнопки, пожарной сигнализации.
Таким образом, самообследование работы Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского и
оценка достигнутого позволяют сделать вывод, что школа имеет все возможности для обеспечения
успешного и качественного обучения, максимально способствует социальной адаптации учащихся.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».