МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ВИССАРИОНА НРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО 442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458 тел.( 2-11-74) Рассмотрена на заседании МО учителей иностранных языков протокол № 1 Одобрена на заседании педсовета от 28.08.2023 протокол № 1 «Утверждаю» Директор школы ____________ Котелкина С.Ю. Приказ № 180 от «31»08 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета второй иностранный язык (немецкий язык) (четвертый год обучения) Учитель Кандрина Светлана Николаевна, высшая КК (8 класс) Класс 8 «А», 8 «Б» Всего часов в год 68 Всего часов в неделю 2 Составитель: Кандрина С.Н. 2023– 2024 учебный год 1 Пояснительная записка Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО); - Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 г № 1577 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования"; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»; - Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского; - Положение о рабочих программах МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского. Справочные материалы: - Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы. М.М. Аверин, Москва, «Просвещение», 2022. Рабочая программа 8 класса рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Личностные результаты - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. - Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2 Метапредметные результаты - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности). - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию). - Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно). - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов). - Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности). - Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными). 3 - Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать содержание и форму текста). - Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями). - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности). Предметные результаты Говорение. Диалогическая и монологическая речь Ученик научится: вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о спорте, о школьных обменах, о праздниках и занятиях в свободное время, о своем месте жительства, о путешествиях и городах своей страны и немецкоязычных стран, об экологических проблемах, о себе и других людях); описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); формулировать аргументы за и против; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Ученик получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью; вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному; 4 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.). Аудирование Ученик научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Ученик получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Ученик научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления; читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном виде; читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; восстанавливать текст из разрозненных абзацев. Письменная речь Ученик научится: писать приглашение на праздник и короткие поздравления с праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания; создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план. Ученик получит возможность научиться: писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес); писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.); кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности. Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: правильно писать изученные слова; 5 правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах. расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Ученик получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков. Фонетическая сторона речи Ученик научится: различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Ученик получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. Лексическая сторона речи Ученик научится: распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Физкультура и спорт», «Погода, климат», «Школьная жизнь», «Традиционные праздники», «Окружающая среда и ее проблемы», «Путешествие», «Родная страна и немецкоязычные страны», «Известные личности»; соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей; распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей: - имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die Unterschrift), приставок ge-, un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Rennen, das Treffen, der/das/die Beste, das Energiesparen, das Abschiednehmen); безаффиксального сокращения глагола (der Austausch, der Bau); - имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei, приставки un-; - наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-, super-; - причастия при помощи суффиксов -end и -t. Ученик получит возможность научиться: определять род сложного существительного; распознавать и употреблять в речи сложные глаголы; употреблять в речи предлог времени seit; распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, dann, deshalb, also, dafür, dagegen); распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы. 6 Грамматика Ученик научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте; распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме), вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; распознавать и употреблять в речи: - предложения, содержащие косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo; - сложносочиненные предложения с союзами sondern и trotzdem; - сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным с союзом dass; - сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil; - сложноподчиненные предложения c придаточными условия и времени с союзом wenn; - названия стран и географические названия без артикля и с артиклем (Österreich, die Schweiz, der Schwarzwald); - имена существительные в дательном и винительном падеже с предлогами места в зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»); - имена прилагательные в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым артиклем; - личные местоимения в дательном и винительном падеже; - отрицательные местоимения (keiner, niemand); - неопределенные местоимения (alle, jemand, jede-, etwas); - глагол wissen в настоящем времени (Präsens); - сильные и слабые глаголы, в том числе сложные глаголы и глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt); - модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens); - модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в прошедшем времени Präteritum; - предлоги, требующие винительный падеж (durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang); - предлоги, требующие дательный падеж (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit); - порядковые числительные. Ученик получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи: - наречие gern в превосходной степени (am liebsten); - вопросительные союзы wie viel, wie viele; - вежливую форму Ich hätte gern. Социокультурные знания и умения Ученик научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии и других немецкоязычных странах; представлять свою семью, школу, свой город или деревню, свое отношение к занятиям спортом, к экологическим проблемам, представлять Россию, ее климат, географические особенности и культурные традиции на немецком языке; 7 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Ученик получит возможность научиться: использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; находить сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран. Компенсаторные умения Ученик научится: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике. Ученик получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. Содержание учебного предмета 8 класс (68 часов) Предметное содержание речи 1. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. 2. Здоровый образ жизни. Занятия спортом. 3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). 4. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. 5. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности. 6. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. 7. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. 8. Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового общения (о погоде, о прошедших каникулах), диалог-расспрос (об отношении к спорту, о школе, о праздниках, о себе), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об отношении к школьным обменам, о путешествиях), комбинированный диалог (покупка билетов, бронирование гостиницы). 8 Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут. Говорение (монологическая речь) Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о климате и географии России, о достопримечательностях крупных городов России и немецкоязычных стран, о занятиях спортом, об экологических проблемах, о школьных обменах, о традиционных праздниках, об известных людях из России и немецкоязычных стран с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы). Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, радиопередача, песня. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научнопопулярные. Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, рецепт, рассказ и др., в том числе нелинейные тексты. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Письменная речь Развитие умений письменной речи: писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности; 9 делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе, своем друге/ подруге, о школе (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей; писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога / слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда). Правильное произношение слов, заимствованных из других языков (joggen, Chat, Chef, Chaos, Charakter, recherchieren, circa), аббревиатур (CD, DVD). Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных словах с главным ударением на первом слове, ударение в сложных словах, являющихся исключениями (das Jahrhundert), ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран, в объеме примерно 900 единиц: названия явлений природы, видов спорта, предметов мебели, объектов городской инфраструктуры и видов транспорта, природных катастроф и результатов воздействия человека на природу, названия видов отдыха во время путешествия, средства для выражения своего мнения, отношения, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с предложением собеседника (например, в ситуации решения проектной задачи), средства для разрешения конфликтной ситуации. Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Migrant, das Formular, die Delikatesse и др.) и заимствований из английского языка (die Fitness, das Ticket, der Cocktail, joggen, skaten и др.). Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die Unterschrift); суффиксы прилагательных -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei; префиксы un-, super-), суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-, an, auf-, aus-, vor-, zu-, ein-, mit-, nach-, weiter-, zurück; словосложение (Umweltschutzorganisation, Recyclingpapier, mittelgroß, jahrelang, festlegen), конверсия (Energie sparen – das Energiesparen, Abschied nehmen – das Abschiednehmen, bauen – der Bau), субстантивация (das Treffen, der/das/die Beste). Синонимы, антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи 10 Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное, вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении. Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с союзами sondern и trotzdem. Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с союзами wenn, dass, weil. Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений, содержащих косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo, wie viel, wie viele. Навыки распознавания и употребления в речи названий стран и географических названий без артикля и с артиклем (Österreich, die Schweiz, der Schwarzwald). Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в дательном и винительном падеже с предлогами места в зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»), в дательном падеже с предлогами mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, в винительном падеже с предлогами durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang. Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым артиклем. Навыки распознавания и употребления в речи предлога времени seit; предлогов места in, auf, unter, zwischen, neben, über, hinter, vor, an. Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и дательном падеже, отрицательных местоимений keiner, niemand; неопределенных местоимений alle, jemand, jede-, etwas. Навыки распознавания и употребления в речи глагола wissen в настоящем времени (Präsens), сильных и слабых глаголов, в том числе сложных глаголов и глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt), модальных глаголов dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens) и простом прошедшем времени Präteritum, вежливой формы Ich hätte gern. Навыки распознавания и употребления в речи наречия gern в превосходной степени (am liebsten). Навыки распознавания и употребления в речи отрицания nicht, kein, nein, doch. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке; знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (традиционные народные праздники, занятия спортом, подход к решению экологических проблем, проведение отпуска, формы обучения и т. д.), распространенных образцах фольклора и современной культуры (стихи, песни и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (популярные виды спорта, традиции и обычаи проведения городских праздников, отношение к окружающей среде, достопримечательности) немецкоязычных стран; 11 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в Германии, Австрии и Швейцарии); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения; умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе, страноведческий комментарий. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком; игнорировать незнакомое; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами). 12 Тематическое планирование, 8 класс (68 часов) Тема (предметное содержание речи) Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся Контроль Fitness und Sport (Физкультура и спорт) (9 часов) Спорт. Виды спорта. - Понимать основное содержание Спортивные игры. Спор- аудиотекстов (подбирать заголотивные соревнования. вок). - Расспрашивать одноклассников о Здоровый образ жизни. занятиях спортом (используя Занятия спортом. превосходную степень наречия gern – am liebsten). Немецкоязычные страны и - Рассказывать о своем отноше-нии Россия. Выдающиеся к занятиям спортом (используя люди и их вклад в науку и предлог времени seit). мировую культуру - Составлять вопросы для интервью и проводить интервью в классе (диалог-расспрос). - Обобщать результаты проведенных интервью. - Извлекать необходимую информацию из текстов (с. 8). - Составлять рассказ-загадку об известном спортсмене по аналогии с текстами на с. 8. - Извиняться и объяснять причины невыполненных договореностей (используя прошедшее время Präteritum модальных глаголов dürfen, können, müssen, wollen). - Рассказывать о спортивных травмах. - Расспрашивать собеседника о спортивных травмах. - Проводить опрос о любимых видах спорта и представлять собранные статистические данные. - Формулировать аргументы за и против мужских и женских видов спорта (с. 72). - Делать небольшое сообщение о любимом виде спорта Лексико-грамматический тест. Монологическая речь (рассказ об отношении к занятиям спортом). Диалогическая речь (диалог-расспрос о любимом виде спорта). Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением основной информации Austausch (Школьный обмен) (9 часов) Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Кружки. Школьная форма. - Сравнивать школьный день в российской и немецкой школе (используя союз sondern). - Говорить о плюсах и минусах школьных обменов. - Успокаивать собеседника, рассказывающего о волнениях перед 13 Лексико-грамматический тест. Монологическая речь (участие в школьном обмене). Диалогическая речь в ситуации «Куда пойдем Окружающий мир. Жизнь в городе/ в сельской местности. школьным обменом. - Заполнять формуляр заявки на участие в школьном обмене. - Соотносить план квартиры с ее Свободное время. Досуг и описанием (аудирование с извлечеувлечения. нием необходимой информации). - Описывать квартиру. Россия. Культурные осо- Рассказывать о том, куда размебенности: традиции и щаются вещи в комнате (используя обычаи существительные в винительном падеже после предлогов места при ответе на вопрос «Куда?»). - Договариваться о проведении свободного времени (диалогпобуждение к действию). - Использовать компенсаторные стратегии при дефиците языковых средств (с. 18). - Читать с извлечением основной информации тексты из дневников. - Восстанавливать текст из разрозненных абзацев (с. 73) в свободное время?». Чтение с извлечением основной информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. Письменная речь (заполнение формуляра) Unsere Feste (Наши праздники) (9 часов) Свободное время. Досуг и увлечения (музыка; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). - Читать открытку с извлечением необходимой информации о традиционном празднике в Германии. - Вежливо переспрашивать, используя косвенный вопрос с Немецкоязычные страны и глаголом wissen и вопросительными Россия. Культурные осословами was, wer, wie, wann, wie viel, бенности: национальные wie viele, wie lange). праздники, памятные - Находить необходимую инфордаты, исторические мацию в блоге о праздниках. события, традиции и - Рассказывать о праздниках в обычаи своей стране. - Выражать согласие и несогласие с услышанным мнением. - Писать электронное письмо другу в ответ на текст-стимул (с. 25). - Находить информацию о праздниках в сети Интернет и представлять результаты поиска. - Находить информацию в календаре мероприятий и планировать совместные выходные. - Писать сочинение о значении Дня Победы (с. 75) Лексико-грамматический тест. Монологическая речь в ситуации «Традиционные праздники». Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с пониманием основного содержания. Письменная речь (электронное письмо) Kleine Pause (Маленькая перемена) (2 часа) Школа. Школьная жизнь - Извлекать из аудиотекста необходимую информацию о междуна- 14 Диалогическая речь родном экзамене. - Вести диалог-расспрос на заданную тему. - Адекватно реагировать в предложенной ситуации Berliner Luft (Берлинский воздух) (9 часов) Немецкоязычные страны и Россия. Столицы, крупные города. Достопримечательности. Свободное время. Досуг и увлечения (посещение театра, кинотеатра, музея, выставки) - Извлекать основную информацию из коротких аудиотекстов. - Читать с полным пониманием текст из путеводителя, содержащий некоторое количество неизученных языковых явлений (с. 34). - Извлекать необходимую информацию из рассказа о музее (аудирование). - Выражать свое мнение об услышанных песнях. - Рассказывать о городе. - Вежливо спрашивать дорогу и понимать описание дороги в незнакомом городе. - Описывать дорогу с опорой на карту города. - Составлять программу пребывания в городе с опорой на тексты из рекламных проспектов (с. 38). - Вести этикетный диалог в ситуации «Покупка билетов в кассе» (используя вежливую форму Ich hätte gern). - Рассказывать о любимых достопримечательностях в Москве, используя информацию из текста (с. 77) для аргументации своего выбора Лексико-грамматический тест. Монологическая речь в ситуации «Достопримечательности города». Диалогическая речь в ситуации «Покупка билетов в кассе». Чтение с полным пониманием информации. Аудирование с извлечением необходимой информации Welt und Umwelt (Мир и окружающая среда) (9 часов) Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности - Называть преимущества и недостатки жизни в городе, в деревне, у моря, в горах, в пустыне. - Вести диалог-обмен мнениями о жизни в разных условиях. - Сравнивать погодные условия в разных климатических поясах. - Понимать прогноз погоды (аудирование с извлечением необходимой информации. - Рассказывать о погоде в своем регионе и о возможных занятиях в разную погоду. - Объяснять выбор места для отдыха в Российской Федерации 15 Лексико-грамматический тест. Диалогическая речь в ситуации «Где лучше жить?». Монологическая речь (представление результатов проекта). Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации погодными условиями (с. 78). - Извлекать необходимую информацию из радиопередачи. - Рассуждать о последствиях воздействия человека на природу (используя сложносочиненные предложения с союзом trotzdem). - Предлагать действия по защите окружающей среды (используя местоимения alle, jeder, keiner, niemand, jemand, etwas, nichts). - Читать сообщения в форуме с извлечением необходимой информации. - Выполнять проектную работу на тему «Экономия энергии и защита окружающей среды дома или в школе». - Кратко излагать результаты проектной работы Reisen am Rhein (Путешествия вдоль Рейна) (9 часов) Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт - Объяснять свое желание посетить город или регион, используя информацию из текста. - Описывать город в России или немецкоязычных странах (используя прилагательные в функции определения). - Планировать с другом совместную поездку (диалог-обмен мнениями). - Вежливо выражать несогласие и согласие с мнением собеседника. - Вести комбинированный диалог в ситуации «Покупка билетов». - Использовать переспрос в ситуациях непонимания. - Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста (таблица, с. 55). - Вести комбинированный диалог в ситуации «Бронирование гостиницы». - Приводить аргументы за и против речных круизов (с. 79) Лексико-грамматический тест. Монологическая речь в ситуации «Город, который хотелось бы посетить». Диалогическая речь в ситуации «Бронирование гостиницы». Извлечение необходимой информации из нелинейных текстов. Аудирование с извлечением необходимой информации Die Abschiedsparty (Прощальная вечеринка) (8 часов) Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. - Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов. - Формулировать преимущества и недостатки переезда в новое место. 16 Лексико-грамматический тест. Диалогическая речь «Планирование Россия. Культурные особенности: традиции и обычаи - Предлагать идеи подарков для разных людей (используя предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке). - Понимать современную аутентичную песню. - Составлять список необходимого для прощальной вечеринки. - Планировать в группе прощальную вечеринку (проектная задача). - Писать пожелания на прощание. - Понимать рецепт приготовления блюда. - Рассказывать о типично русских сувенирах, используя информацию из текста (с. 82-83) вечеринки». Монологическая речь «Типично русские сувениры». Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. Письменная речь (пожелания) Große Pause (Большая перемена) (4 часа) Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. Школа. Изучаемые предметы и отношение к ним - Представлять информацию из аудиотекстов в виде таблицы. - Делать краткое сообщение на заданную тему. - Делать выводы о результатах изучения немецкого языка (итоговая рефлексия) 17 Итоговый тест (2 часа)