Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" для обучающихся 8 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА НРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Рассмотрена
на заседании МО
учителей иностранных
языков
протокол № 1

Одобрена на заседании
педсовета от 28.08.2023
протокол № 1

«Утверждаю»
Директор школы
____________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 180
от «31»08 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
второй иностранный язык
(немецкий язык)
(четвертый год обучения)

Учитель

Кандрина Светлана Николаевна, высшая КК (8 класс)

Класс
8 «А», 8 «Б»
Всего часов в год
68
Всего часов в неделю 2

Составитель: Кандрина С.Н.

2023– 2024 учебный год
1

Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО);
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 г № 1577 "О внесении изменений в ФГОС
основного общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ
№1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского;
- Положение о рабочих программах МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской
области им. В.Г. Белинского.
Справочные материалы:
- Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9
классы. М.М. Аверин, Москва, «Просвещение», 2022.
Рабочая программа 8 класса рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2

Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,
составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками
критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата,
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова,
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять
предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником,
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными).

3

- Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать
целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста,
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать
содержание и форму текста).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы,
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями).
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) (целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических
и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
Предметные результаты

















Говорение. Диалогическая и монологическая речь
Ученик научится:
вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения
в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка;
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о
спорте, о школьных обменах, о праздниках и занятиях в свободное время, о своем месте жительства, о путешествиях и городах своей страны и немецкоязычных стран, об
экологических проблемах, о себе и других людях);
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
формулировать аргументы за и против;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/план/вопросы;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста;
кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;

4



кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.).

Аудирование
Ученик научится:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

















Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию,
представленную в явном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная речь
Ученик научится:
писать приглашение на праздник и короткие поздравления с праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания;
создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Ученик получит возможность научиться:
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность,
извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.);
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Языковые навыки и средства оперирования ими

Орфография и пунктуация
Ученик научится:
 правильно писать изученные слова;

5




правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах.
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков.





















Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки
зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише
речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Физкультура и спорт», «Погода, климат», «Школьная жизнь», «Традиционные праздники»,
«Окружающая среда и ее проблемы», «Путешествие», «Родная страна и немецкоязычные страны», «Известные личности»;
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в
пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die Unterschrift), приставок ge-,
un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Rennen, das
Treffen, der/das/die Beste, das Energiesparen, das Abschiednehmen); безаффиксального
сокращения глагола (der Austausch, der Bau);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei,
приставки un-;
- наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-, super-;
- причастия при помощи суффиксов -end и -t.
Ученик получит возможность научиться:
определять род сложного существительного;
распознавать и употреблять в речи сложные глаголы;
употреблять в речи предлог времени seit;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения
его целостности (zuerst, dann, deshalb, also, dafür, dagegen);
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы.

6









Грамматика
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме), вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи:
- предложения, содержащие косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was,
wie, wie lange, wann, wo;
- сложносочиненные предложения с союзами sondern и trotzdem;
- сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным с союзом dass;
- сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil;
- сложноподчиненные предложения c придаточными условия и времени с союзом
wenn;
- названия стран и географические названия без артикля и с артиклем (Österreich, die
Schweiz, der Schwarzwald);
- имена существительные в дательном и винительном падеже с предлогами места в
зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»);
- имена прилагательные в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым
артиклем;
- личные местоимения в дательном и винительном падеже;
- отрицательные местоимения (keiner, niemand);
- неопределенные местоимения (alle, jemand, jede-, etwas);
- глагол wissen в настоящем времени (Präsens);
- сильные и слабые глаголы, в том числе сложные глаголы и глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в прошедшем времени Präteritum;
- предлоги, требующие винительный падеж (durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang);
- предлоги, требующие дательный падеж (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit);
- порядковые числительные.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи:
- наречие gern в превосходной степени (am liebsten);
- вопросительные союзы wie viel, wie viele;
- вежливую форму Ich hätte gern.
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии и других немецкоязычных странах;
 представлять свою семью, школу, свой город или деревню, свое отношение к занятиям спортом, к экологическим проблемам, представлять Россию, ее климат, географические особенности и культурные традиции на немецком языке;

7

 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
 находить сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос
при говорении;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
 пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
8 класс (68 часов)
Предметное содержание речи
1. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
2. Здоровый образ жизни. Занятия спортом.
3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).
4. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
5. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии.
Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
6. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
7. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
8. Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания
речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового
общения (о погоде, о прошедших каникулах), диалог-расспрос (об отношении к спорту, о
школе, о праздниках, о себе), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об
отношении к школьным обменам, о путешествиях), комбинированный диалог (покупка
билетов, бронирование гостиницы).

8

Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о климате и
географии России, о достопримечательностях крупных городов России и немецкоязычных
стран, о занятиях спортом, об экологических проблемах, о школьных обменах, о
традиционных праздниках, об известных людях из России и немецкоязычных стран с
использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание,
рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с
опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих
наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной
задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в
воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном
или нескольких несложных аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, радиопередача, песня.
Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их
содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научнопопулярные.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, рецепт, рассказ и др., в
том числе нелинейные тексты.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных
аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты
могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для
чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
 писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес);
 составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;

9




делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе,
своем друге/ подруге, о школе (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка, с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма около 100–120
слов, включая адрес.
Языковые средства и навыки оперирования ими

Орфография и пунктуация
 Правильное написание изученных слов.
 Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
 Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога /
слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда). Правильное произношение слов, заимствованных из других языков (joggen, Chat, Chef, Chaos, Charakter, recherchieren, circa), аббревиатур (CD, DVD).
 Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных
словах с главным ударением на первом слове, ударение в сложных словах, являющихся исключениями (das Jahrhundert), ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и
неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
 Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран, в объеме примерно 900
единиц: названия явлений природы, видов спорта, предметов мебели, объектов городской
инфраструктуры и видов транспорта, природных катастроф и результатов воздействия человека на природу, названия видов отдыха во время путешествия, средства для выражения
своего мнения, отношения, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с
предложением собеседника (например, в ситуации решения проектной задачи), средства
для разрешения конфликтной ситуации.
 Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Migrant, das
Formular, die Delikatesse и др.) и заимствований из английского языка (die Fitness, das Ticket,
der Cocktail, joggen, skaten и др.).
 Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных
-er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die
Unterschrift); суффиксы прилагательных -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei; префиксы un-, super-), суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-, an, auf-, aus-, vor-, zu-, ein-, mit-, nach-, weiter-, zurück; словосложение (Umweltschutzorganisation, Recyclingpapier, mittelgroß, jahrelang, festlegen), конверсия (Energie sparen – das Energiesparen, Abschied nehmen – das Abschiednehmen, bauen – der Bau), субстантивация (das Treffen, der/das/die Beste). Синонимы, антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи

10

 Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке.
 Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
повествовательное, вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с союзами sondern и trotzdem.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с
союзами wenn, dass, weil.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений, содержащих косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo,
wie viel, wie viele.
 Навыки распознавания и употребления в речи названий стран и географических
названий без артикля и с артиклем (Österreich, die Schweiz, der Schwarzwald).
 Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в дательном и
винительном падеже с предлогами места в зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»), в
дательном падеже с предлогами mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, в винительном падеже с предлогами durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang.
 Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым артиклем.
 Навыки распознавания и употребления в речи предлога времени seit; предлогов места
in, auf, unter, zwischen, neben, über, hinter, vor, an.
 Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и
дательном падеже, отрицательных местоимений keiner, niemand; неопределенных местоимений alle, jemand, jede-, etwas.
 Навыки распознавания и употребления в речи глагола wissen в настоящем времени
(Präsens), сильных и слабых глаголов, в том числе сложных глаголов и глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt), модальных глаголов dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens) и простом прошедшем времени Präteritum, вежливой формы Ich hätte gern.
 Навыки распознавания и употребления в речи наречия gern в превосходной степени
(am liebsten).
 Навыки распознавания и употребления в речи отрицания nicht, kein, nein, doch.
Социокультурные знания и умения
 Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные
на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
 сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке;
 знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (традиционные народные
праздники, занятия спортом, подход к решению экологических проблем, проведение отпуска, формы обучения и т. д.), распространенных образцах фольклора и современной культуры
(стихи, песни и т. д.);
 представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (популярные виды спорта, традиции
и обычаи проведения городских праздников, отношение к окружающей среде, достопримечательности) немецкоязычных стран;

11

 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах
изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в Германии, Австрии и Швейцарии);
 умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
 умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе, страноведческий комментарий.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным
элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком;
 игнорировать незнакомое;
 использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
 работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
 работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, Интернет-ресурсами;
 самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
 находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
 семантизировать слова на основе языковой догадки;
 осуществлять словообразовательный анализ;
 пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).

12

Тематическое планирование, 8 класс (68 часов)
Тема (предметное
содержание речи)

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Контроль

Fitness und Sport (Физкультура и спорт) (9 часов)
Спорт.
Виды
спорта. - Понимать основное содержание
Спортивные игры. Спор- аудиотекстов (подбирать заголотивные соревнования.
вок).
- Расспрашивать одноклассников о
Здоровый образ жизни.
занятиях спортом (используя
Занятия спортом.
превосходную степень наречия gern
– am liebsten).
Немецкоязычные страны и - Рассказывать о своем отноше-нии
Россия. Выдающиеся
к занятиям спортом (используя
люди и их вклад в науку и предлог времени seit).
мировую культуру
- Составлять вопросы для интервью и проводить интервью в классе
(диалог-расспрос).
- Обобщать результаты проведенных интервью.
- Извлекать необходимую
информацию из текстов (с. 8).
- Составлять рассказ-загадку об
известном спортсмене по аналогии с
текстами на с. 8.
- Извиняться и объяснять причины невыполненных договореностей
(используя прошедшее время
Präteritum модальных глаголов
dürfen, können, müssen, wollen).
- Рассказывать о спортивных
травмах.
- Расспрашивать собеседника о
спортивных травмах.
- Проводить опрос о любимых
видах спорта и представлять собранные статистические данные.
- Формулировать аргументы за и
против мужских и женских видов
спорта (с. 72).
- Делать небольшое сообщение о
любимом виде спорта

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
(рассказ об отношении
к занятиям спортом).
Диалогическая речь
(диалог-расспрос о
любимом виде спорта).
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
извлечением основной
информации

Austausch (Школьный обмен) (9 часов)
Школа. Школьная жизнь.
Правила
поведения
в
школе.
Изучаемые
предметы и отношения к
ним. Кружки. Школьная
форма.

- Сравнивать школьный день в
российской и немецкой школе (используя союз sondern).
- Говорить о плюсах и минусах
школьных обменов.
- Успокаивать собеседника, рассказывающего о волнениях перед

13

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
(участие в школьном
обмене).
Диалогическая речь в
ситуации «Куда пойдем

Окружающий мир. Жизнь
в городе/ в сельской
местности.

школьным обменом.
- Заполнять формуляр заявки на
участие в школьном обмене.
- Соотносить план квартиры с ее
Свободное время. Досуг и описанием (аудирование с извлечеувлечения.
нием необходимой информации).
- Описывать квартиру.
Россия. Культурные осо- Рассказывать о том, куда размебенности: традиции и
щаются вещи в комнате (используя
обычаи
существительные в винительном
падеже после предлогов места при
ответе на вопрос «Куда?»).
- Договариваться о проведении
свободного времени (диалогпобуждение к действию).
- Использовать компенсаторные
стратегии при дефиците языковых
средств (с. 18).
- Читать с извлечением основной
информации тексты из дневников.
- Восстанавливать текст из разрозненных абзацев (с. 73)

в свободное время?».
Чтение с извлечением
основной информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации.
Письменная речь (заполнение формуляра)

Unsere Feste (Наши праздники) (9 часов)
Свободное время. Досуг и
увлечения (музыка; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).

- Читать открытку с извлечением
необходимой информации о традиционном празднике в Германии.
- Вежливо переспрашивать,
используя косвенный вопрос с
Немецкоязычные страны и глаголом wissen и вопросительными
Россия. Культурные осословами was, wer, wie, wann, wie viel,
бенности: национальные
wie viele, wie lange).
праздники, памятные
- Находить необходимую инфордаты, исторические
мацию в блоге о праздниках.
события, традиции и
- Рассказывать о праздниках в
обычаи
своей стране.
- Выражать согласие и несогласие
с услышанным мнением.
- Писать электронное письмо другу
в ответ на текст-стимул (с. 25).
- Находить информацию о праздниках в сети Интернет и представлять результаты поиска.
- Находить информацию в календаре мероприятий и планировать
совместные выходные.
- Писать сочинение о значении Дня
Победы (с. 75)

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации
«Традиционные
праздники».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
пониманием основного
содержания.
Письменная речь
(электронное письмо)

Kleine Pause (Маленькая перемена) (2 часа)
Школа. Школьная жизнь

- Извлекать из аудиотекста необходимую информацию о междуна-

14

Диалогическая речь

родном экзамене.
- Вести диалог-расспрос на заданную тему.
- Адекватно реагировать в предложенной ситуации
Berliner Luft (Берлинский воздух) (9 часов)
Немецкоязычные страны и
Россия. Столицы, крупные
города. Достопримечательности.
Свободное время. Досуг и
увлечения (посещение
театра, кинотеатра, музея,
выставки)

- Извлекать основную информацию из коротких аудиотекстов.
- Читать с полным пониманием
текст из путеводителя, содержащий
некоторое количество неизученных
языковых явлений (с. 34).
- Извлекать необходимую информацию из рассказа о музее (аудирование).
- Выражать свое мнение об услышанных песнях.
- Рассказывать о городе.
- Вежливо спрашивать дорогу и
понимать описание дороги в
незнакомом городе.
- Описывать дорогу с опорой на
карту города.
- Составлять программу пребывания в городе с опорой на тексты из
рекламных проспектов (с. 38).
- Вести этикетный диалог в ситуации «Покупка билетов в кассе»
(используя вежливую форму Ich
hätte gern).
- Рассказывать о любимых достопримечательностях в Москве,
используя информацию из текста (с.
77) для аргументации своего выбора

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации «Достопримечательности города».
Диалогическая речь в
ситуации «Покупка
билетов в кассе».
Чтение с полным пониманием информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации

Welt und Umwelt (Мир и окружающая среда) (9 часов)
Окружающий мир.
Природа: растения и
животные. Погода.
Проблемы экологии.
Защита окружающей
среды. Жизнь в городе/ в
сельской местности

- Называть преимущества и недостатки жизни в городе, в деревне, у
моря, в горах, в пустыне.
- Вести диалог-обмен мнениями о
жизни в разных условиях.
- Сравнивать погодные условия в
разных климатических поясах.
- Понимать прогноз погоды
(аудирование с извлечением
необходимой информации.
- Рассказывать о погоде в своем
регионе и о возможных занятиях в
разную погоду.
- Объяснять выбор места для
отдыха в Российской Федерации

15

Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь в
ситуации «Где лучше
жить?».
Монологическая речь
(представление результатов проекта).
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации

погодными условиями (с. 78).
- Извлекать необходимую
информацию из радиопередачи.
- Рассуждать о последствиях
воздействия человека на природу
(используя сложносочиненные
предложения с союзом trotzdem).
- Предлагать действия по защите
окружающей среды (используя
местоимения alle, jeder, keiner,
niemand, jemand, etwas, nichts).
- Читать сообщения в форуме с
извлечением необходимой
информации.
- Выполнять проектную работу на
тему «Экономия энергии и защита
окружающей среды дома или в
школе».
- Кратко излагать результаты
проектной работы
Reisen am Rhein (Путешествия вдоль Рейна) (9 часов)
Путешествия.
Путешествия по России и
странам изучаемого языка.
Транспорт

- Объяснять свое желание посетить
город или регион, используя
информацию из текста.
- Описывать город в России или
немецкоязычных странах (используя прилагательные в функции
определения).
- Планировать с другом совместную поездку (диалог-обмен
мнениями).
- Вежливо выражать несогласие и
согласие с мнением собеседника.
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Покупка билетов».
- Использовать переспрос в ситуациях непонимания.
- Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста
(таблица, с. 55).
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Бронирование гостиницы».
- Приводить аргументы за и против
речных круизов (с. 79)

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации «Город,
который хотелось бы
посетить».
Диалогическая речь в
ситуации
«Бронирование
гостиницы».
Извлечение необходимой информации из
нелинейных текстов.
Аудирование с
извлечением
необходимой
информации

Die Abschiedsparty (Прощальная вечеринка) (8 часов)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.

- Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов.
- Формулировать преимущества и
недостатки переезда в новое место.

16

Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь
«Планирование

Россия. Культурные
особенности: традиции и
обычаи

- Предлагать идеи подарков для
разных людей (используя предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке).
- Понимать современную аутентичную песню.
- Составлять список необходимого для прощальной вечеринки.
- Планировать в группе прощальную вечеринку (проектная задача).
- Писать пожелания на прощание.
- Понимать рецепт приготовления
блюда.
- Рассказывать о типично русских
сувенирах, используя информацию
из текста (с. 82-83)

вечеринки».
Монологическая речь
«Типично русские
сувениры».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации.
Письменная речь
(пожелания)

Große Pause (Большая перемена) (4 часа)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.
Школа. Изучаемые предметы и отношение к ним

- Представлять информацию из
аудиотекстов в виде таблицы.
- Делать краткое сообщение на
заданную тему.
- Делать выводы о результатах
изучения немецкого языка (итоговая
рефлексия)

17

Итоговый тест (2 часа)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».