МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА НРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)
Рассмотрена
на заседании МО
учителей иностранных
языков
протокол № 1
Одобрена на заседании
педсовета от 28.08.2023
протокол № 1
«Утверждаю»
Директор школы
____________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 180
от «31»08 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
второй иностранный язык
(немецкий язык)
(четвертый год обучения)
Учитель
Кандрина Светлана Николаевна, высшая КК (8 класс)
Класс
8 «А», 8 «Б»
Всего часов в год
68
Всего часов в неделю 2
Составитель: Кандрина С.Н.
2023– 2024 учебный год
1
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО);
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 г № 1577 "О внесении изменений в ФГОС
основного общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ
№1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского;
- Положение о рабочих программах МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской
области им. В.Г. Белинского.
Справочные материалы:
- Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9
классы. М.М. Аверин, Москва, «Просвещение», 2022.
Рабочая программа 8 класса рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,
составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками
критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата,
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова,
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять
предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником,
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными).
3
- Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать
целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста,
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать
содержание и форму текста).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы,
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями).
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) (целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических
и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
Предметные результаты
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
Ученик научится:
вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения
в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка;
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о
спорте, о школьных обменах, о праздниках и занятиях в свободное время, о своем месте жительства, о путешествиях и городах своей страны и немецкоязычных стран, об
экологических проблемах, о себе и других людях);
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
формулировать аргументы за и против;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/план/вопросы;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста;
кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
4
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.).
Аудирование
Ученик научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию,
представленную в явном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная речь
Ученик научится:
писать приглашение на праздник и короткие поздравления с праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания;
создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Ученик получит возможность научиться:
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность,
извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.);
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
правильно писать изученные слова;
5
правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах.
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки
зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише
речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Физкультура и спорт», «Погода, климат», «Школьная жизнь», «Традиционные праздники»,
«Окружающая среда и ее проблемы», «Путешествие», «Родная страна и немецкоязычные страны», «Известные личности»;
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в
пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die Unterschrift), приставок ge-,
un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Rennen, das
Treffen, der/das/die Beste, das Energiesparen, das Abschiednehmen); безаффиксального
сокращения глагола (der Austausch, der Bau);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei,
приставки un-;
- наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-, super-;
- причастия при помощи суффиксов -end и -t.
Ученик получит возможность научиться:
определять род сложного существительного;
распознавать и употреблять в речи сложные глаголы;
употреблять в речи предлог времени seit;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения
его целостности (zuerst, dann, deshalb, also, dafür, dagegen);
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы.
6
Грамматика
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме), вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи:
- предложения, содержащие косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was,
wie, wie lange, wann, wo;
- сложносочиненные предложения с союзами sondern и trotzdem;
- сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным с союзом dass;
- сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil;
- сложноподчиненные предложения c придаточными условия и времени с союзом
wenn;
- названия стран и географические названия без артикля и с артиклем (Österreich, die
Schweiz, der Schwarzwald);
- имена существительные в дательном и винительном падеже с предлогами места в
зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»);
- имена прилагательные в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым
артиклем;
- личные местоимения в дательном и винительном падеже;
- отрицательные местоимения (keiner, niemand);
- неопределенные местоимения (alle, jemand, jede-, etwas);
- глагол wissen в настоящем времени (Präsens);
- сильные и слабые глаголы, в том числе сложные глаголы и глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в прошедшем времени Präteritum;
- предлоги, требующие винительный падеж (durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang);
- предлоги, требующие дательный падеж (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit);
- порядковые числительные.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи:
- наречие gern в превосходной степени (am liebsten);
- вопросительные союзы wie viel, wie viele;
- вежливую форму Ich hätte gern.
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии и других немецкоязычных странах;
представлять свою семью, школу, свой город или деревню, свое отношение к занятиям спортом, к экологическим проблемам, представлять Россию, ее климат, географические особенности и культурные традиции на немецком языке;
7
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала.
Ученик получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос
при говорении;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике.
Ученик получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
8 класс (68 часов)
Предметное содержание речи
1. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
2. Здоровый образ жизни. Занятия спортом.
3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).
4. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
5. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии.
Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
6. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
7. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
8. Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания
речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового
общения (о погоде, о прошедших каникулах), диалог-расспрос (об отношении к спорту, о
школе, о праздниках, о себе), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об
отношении к школьным обменам, о путешествиях), комбинированный диалог (покупка
билетов, бронирование гостиницы).
8
Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о климате и
географии России, о достопримечательностях крупных городов России и немецкоязычных
стран, о занятиях спортом, об экологических проблемах, о школьных обменах, о
традиционных праздниках, об известных людях из России и немецкоязычных стран с
использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание,
рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с
опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих
наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной
задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в
воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном
или нескольких несложных аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, радиопередача, песня.
Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их
содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научнопопулярные.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, рецепт, рассказ и др., в
том числе нелинейные тексты.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных
аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты
могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для
чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
9
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе,
своем друге/ подруге, о школе (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка, с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма около 100–120
слов, включая адрес.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога /
слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда). Правильное произношение слов, заимствованных из других языков (joggen, Chat, Chef, Chaos, Charakter, recherchieren, circa), аббревиатур (CD, DVD).
Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных
словах с главным ударением на первом слове, ударение в сложных словах, являющихся исключениями (das Jahrhundert), ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и
неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран, в объеме примерно 900
единиц: названия явлений природы, видов спорта, предметов мебели, объектов городской
инфраструктуры и видов транспорта, природных катастроф и результатов воздействия человека на природу, названия видов отдыха во время путешествия, средства для выражения
своего мнения, отношения, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с
предложением собеседника (например, в ситуации решения проектной задачи), средства
для разрешения конфликтной ситуации.
Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Migrant, das
Formular, die Delikatesse и др.) и заимствований из английского языка (die Fitness, das Ticket,
der Cocktail, joggen, skaten и др.).
Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных
-er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die
Unterschrift); суффиксы прилагательных -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei; префиксы un-, super-), суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-, an, auf-, aus-, vor-, zu-, ein-, mit-, nach-, weiter-, zurück; словосложение (Umweltschutzorganisation, Recyclingpapier, mittelgroß, jahrelang, festlegen), конверсия (Energie sparen – das Energiesparen, Abschied nehmen – das Abschiednehmen, bauen – der Bau), субстантивация (das Treffen, der/das/die Beste). Синонимы, антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
10
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
повествовательное, вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении.
Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с союзами sondern и trotzdem.
Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с
союзами wenn, dass, weil.
Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений, содержащих косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo,
wie viel, wie viele.
Навыки распознавания и употребления в речи названий стран и географических
названий без артикля и с артиклем (Österreich, die Schweiz, der Schwarzwald).
Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в дательном и
винительном падеже с предлогами места в зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»), в
дательном падеже с предлогами mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, в винительном падеже с предлогами durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang.
Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и нулевым артиклем.
Навыки распознавания и употребления в речи предлога времени seit; предлогов места
in, auf, unter, zwischen, neben, über, hinter, vor, an.
Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и
дательном падеже, отрицательных местоимений keiner, niemand; неопределенных местоимений alle, jemand, jede-, etwas.
Навыки распознавания и употребления в речи глагола wissen в настоящем времени
(Präsens), сильных и слабых глаголов, в том числе сложных глаголов и глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt), модальных глаголов dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens) и простом прошедшем времени Präteritum, вежливой формы Ich hätte gern.
Навыки распознавания и употребления в речи наречия gern в превосходной степени
(am liebsten).
Навыки распознавания и употребления в речи отрицания nicht, kein, nein, doch.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные
на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке;
знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (традиционные народные
праздники, занятия спортом, подход к решению экологических проблем, проведение отпуска, формы обучения и т. д.), распространенных образцах фольклора и современной культуры
(стихи, песни и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (популярные виды спорта, традиции
и обычаи проведения городских праздников, отношение к окружающей среде, достопримечательности) немецкоязычных стран;
11
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах
изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в Германии, Австрии и Швейцарии);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе, страноведческий комментарий.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным
элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком;
игнорировать незнакомое;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, Интернет-ресурсами;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).
12
Тематическое планирование, 8 класс (68 часов)
Тема (предметное
содержание речи)
Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся
Контроль
Fitness und Sport (Физкультура и спорт) (9 часов)
Спорт.
Виды
спорта. - Понимать основное содержание
Спортивные игры. Спор- аудиотекстов (подбирать заголотивные соревнования.
вок).
- Расспрашивать одноклассников о
Здоровый образ жизни.
занятиях спортом (используя
Занятия спортом.
превосходную степень наречия gern
– am liebsten).
Немецкоязычные страны и - Рассказывать о своем отноше-нии
Россия. Выдающиеся
к занятиям спортом (используя
люди и их вклад в науку и предлог времени seit).
мировую культуру
- Составлять вопросы для интервью и проводить интервью в классе
(диалог-расспрос).
- Обобщать результаты проведенных интервью.
- Извлекать необходимую
информацию из текстов (с. 8).
- Составлять рассказ-загадку об
известном спортсмене по аналогии с
текстами на с. 8.
- Извиняться и объяснять причины невыполненных договореностей
(используя прошедшее время
Präteritum модальных глаголов
dürfen, können, müssen, wollen).
- Рассказывать о спортивных
травмах.
- Расспрашивать собеседника о
спортивных травмах.
- Проводить опрос о любимых
видах спорта и представлять собранные статистические данные.
- Формулировать аргументы за и
против мужских и женских видов
спорта (с. 72).
- Делать небольшое сообщение о
любимом виде спорта
Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
(рассказ об отношении
к занятиям спортом).
Диалогическая речь
(диалог-расспрос о
любимом виде спорта).
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
извлечением основной
информации
Austausch (Школьный обмен) (9 часов)
Школа. Школьная жизнь.
Правила
поведения
в
школе.
Изучаемые
предметы и отношения к
ним. Кружки. Школьная
форма.
- Сравнивать школьный день в
российской и немецкой школе (используя союз sondern).
- Говорить о плюсах и минусах
школьных обменов.
- Успокаивать собеседника, рассказывающего о волнениях перед
13
Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
(участие в школьном
обмене).
Диалогическая речь в
ситуации «Куда пойдем
Окружающий мир. Жизнь
в городе/ в сельской
местности.
школьным обменом.
- Заполнять формуляр заявки на
участие в школьном обмене.
- Соотносить план квартиры с ее
Свободное время. Досуг и описанием (аудирование с извлечеувлечения.
нием необходимой информации).
- Описывать квартиру.
Россия. Культурные осо- Рассказывать о том, куда размебенности: традиции и
щаются вещи в комнате (используя
обычаи
существительные в винительном
падеже после предлогов места при
ответе на вопрос «Куда?»).
- Договариваться о проведении
свободного времени (диалогпобуждение к действию).
- Использовать компенсаторные
стратегии при дефиците языковых
средств (с. 18).
- Читать с извлечением основной
информации тексты из дневников.
- Восстанавливать текст из разрозненных абзацев (с. 73)
в свободное время?».
Чтение с извлечением
основной информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации.
Письменная речь (заполнение формуляра)
Unsere Feste (Наши праздники) (9 часов)
Свободное время. Досуг и
увлечения (музыка; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).
- Читать открытку с извлечением
необходимой информации о традиционном празднике в Германии.
- Вежливо переспрашивать,
используя косвенный вопрос с
Немецкоязычные страны и глаголом wissen и вопросительными
Россия. Культурные осословами was, wer, wie, wann, wie viel,
бенности: национальные
wie viele, wie lange).
праздники, памятные
- Находить необходимую инфордаты, исторические
мацию в блоге о праздниках.
события, традиции и
- Рассказывать о праздниках в
обычаи
своей стране.
- Выражать согласие и несогласие
с услышанным мнением.
- Писать электронное письмо другу
в ответ на текст-стимул (с. 25).
- Находить информацию о праздниках в сети Интернет и представлять результаты поиска.
- Находить информацию в календаре мероприятий и планировать
совместные выходные.
- Писать сочинение о значении Дня
Победы (с. 75)
Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации
«Традиционные
праздники».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
пониманием основного
содержания.
Письменная речь
(электронное письмо)
Kleine Pause (Маленькая перемена) (2 часа)
Школа. Школьная жизнь
- Извлекать из аудиотекста необходимую информацию о междуна-
14
Диалогическая речь
родном экзамене.
- Вести диалог-расспрос на заданную тему.
- Адекватно реагировать в предложенной ситуации
Berliner Luft (Берлинский воздух) (9 часов)
Немецкоязычные страны и
Россия. Столицы, крупные
города. Достопримечательности.
Свободное время. Досуг и
увлечения (посещение
театра, кинотеатра, музея,
выставки)
- Извлекать основную информацию из коротких аудиотекстов.
- Читать с полным пониманием
текст из путеводителя, содержащий
некоторое количество неизученных
языковых явлений (с. 34).
- Извлекать необходимую информацию из рассказа о музее (аудирование).
- Выражать свое мнение об услышанных песнях.
- Рассказывать о городе.
- Вежливо спрашивать дорогу и
понимать описание дороги в
незнакомом городе.
- Описывать дорогу с опорой на
карту города.
- Составлять программу пребывания в городе с опорой на тексты из
рекламных проспектов (с. 38).
- Вести этикетный диалог в ситуации «Покупка билетов в кассе»
(используя вежливую форму Ich
hätte gern).
- Рассказывать о любимых достопримечательностях в Москве,
используя информацию из текста (с.
77) для аргументации своего выбора
Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации «Достопримечательности города».
Диалогическая речь в
ситуации «Покупка
билетов в кассе».
Чтение с полным пониманием информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации
Welt und Umwelt (Мир и окружающая среда) (9 часов)
Окружающий мир.
Природа: растения и
животные. Погода.
Проблемы экологии.
Защита окружающей
среды. Жизнь в городе/ в
сельской местности
- Называть преимущества и недостатки жизни в городе, в деревне, у
моря, в горах, в пустыне.
- Вести диалог-обмен мнениями о
жизни в разных условиях.
- Сравнивать погодные условия в
разных климатических поясах.
- Понимать прогноз погоды
(аудирование с извлечением
необходимой информации.
- Рассказывать о погоде в своем
регионе и о возможных занятиях в
разную погоду.
- Объяснять выбор места для
отдыха в Российской Федерации
15
Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь в
ситуации «Где лучше
жить?».
Монологическая речь
(представление результатов проекта).
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации
погодными условиями (с. 78).
- Извлекать необходимую
информацию из радиопередачи.
- Рассуждать о последствиях
воздействия человека на природу
(используя сложносочиненные
предложения с союзом trotzdem).
- Предлагать действия по защите
окружающей среды (используя
местоимения alle, jeder, keiner,
niemand, jemand, etwas, nichts).
- Читать сообщения в форуме с
извлечением необходимой
информации.
- Выполнять проектную работу на
тему «Экономия энергии и защита
окружающей среды дома или в
школе».
- Кратко излагать результаты
проектной работы
Reisen am Rhein (Путешествия вдоль Рейна) (9 часов)
Путешествия.
Путешествия по России и
странам изучаемого языка.
Транспорт
- Объяснять свое желание посетить
город или регион, используя
информацию из текста.
- Описывать город в России или
немецкоязычных странах (используя прилагательные в функции
определения).
- Планировать с другом совместную поездку (диалог-обмен
мнениями).
- Вежливо выражать несогласие и
согласие с мнением собеседника.
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Покупка билетов».
- Использовать переспрос в ситуациях непонимания.
- Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста
(таблица, с. 55).
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Бронирование гостиницы».
- Приводить аргументы за и против
речных круизов (с. 79)
Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь в
ситуации «Город,
который хотелось бы
посетить».
Диалогическая речь в
ситуации
«Бронирование
гостиницы».
Извлечение необходимой информации из
нелинейных текстов.
Аудирование с
извлечением
необходимой
информации
Die Abschiedsparty (Прощальная вечеринка) (8 часов)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.
- Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов.
- Формулировать преимущества и
недостатки переезда в новое место.
16
Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь
«Планирование
Россия. Культурные
особенности: традиции и
обычаи
- Предлагать идеи подарков для
разных людей (используя предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке).
- Понимать современную аутентичную песню.
- Составлять список необходимого для прощальной вечеринки.
- Планировать в группе прощальную вечеринку (проектная задача).
- Писать пожелания на прощание.
- Понимать рецепт приготовления
блюда.
- Рассказывать о типично русских
сувенирах, используя информацию
из текста (с. 82-83)
вечеринки».
Монологическая речь
«Типично русские
сувениры».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации.
Письменная речь
(пожелания)
Große Pause (Большая перемена) (4 часа)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.
Школа. Изучаемые предметы и отношение к ним
- Представлять информацию из
аудиотекстов в виде таблицы.
- Делать краткое сообщение на
заданную тему.
- Делать выводы о результатах
изучения немецкого языка (итоговая
рефлексия)
17
Итоговый тест (2 часа)