МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО 442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458 тел.( 2-11-74) Рассмотрена на заседании МО протокол № 1 Одобрена на заседании педсовета от 28.08.2023 протокол № 1 «Утверждаю» Директор школы ____________ Котелкина С.Ю. Приказ № 180. от « 31 » 08 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (немецкий)» для 10-11 класса среднего общего образования на 2023-2024 учебный год Учитель Класс Всего часов в год Всего часов в неделю Кандрина Светлана Николаевна 10-11 102 3 г. Белинский РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ 10 -11 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch» -«Немецкий язык» для 10-11 классов О.А. Радченко, М.А. Лытаевой, О.В. Гутброд составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего среднего образования и примерной программы по немецкому языку Министерства Образования и науки РФ и на основе авторской программы М.А. Лытаевой «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Вундеркинды Плюс 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2020 г.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Wunderkinder plus (Вундеркинды +) и включает в себя: Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Вундеркинды Плюс». 10–11 классы – автор М. А. Лытаева; Учебник (Lehrbuch – LB) – 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленные уровни / – О.А. Радченко, М.А. Лытаева,О. В. Гутброд.- М.: Просвещение, 2020.–255с.:–ил.-(Вундеркинды Плюс); Книга для учителя (Lehrerhandbuch) – 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций : базовый и углубленные уровни / М. А. Лытаева. – М. : Просвещение, 2018. – 226 с.: – .- (Вундеркинды Плюс).; Уровень освоения предмета - базовый. Сроки реализации программы – 2 года Авторская программа рассчитана на 3 часа в неделю в учебном плане – 10 класс -102 учебных часа, по 3 часа в неделю (34 учебных недели); 11 класс – 102 учебных часа, по 3 часа в неделю (34 учебных недели). Итого – 204 учебных часа. По окончании 11 класса учащиеся сдают единый государственный экзамен по немецкому языку, который является экзаменом по выбору, поэтому в УМК большое внимание уделяется формированию стратегий для успешного прохождения этого испытания. Выбор данной программы мотивирован следующими ее особенностями: курс имеет коммуникативную направленность, разнообразен; реализуется принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности при дифференцированном подходе к каждому из них; отражает всю гамму подходов и приемов современной методики; большой запас современной лексики, большая часть которой предназначена для рецептивного усвоения, упор делается на обучение средствами выразительности речи, а также на обучение разговорному языку современной молодежи. Цели и задачи курса Цель - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, формирование умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Задачи: Формировать готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; достижение уровня владения иностранным языком, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях; создавать условия для творческого развития ребёнка; прививать навыки рефлексии и саморефлексии; развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью; создавать ситуации для самореализации личности ребёнка; воспитывать в ребёнке самоуважение; воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно; способствовать формированию чувства успешности; развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка; раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками Формы организации учебного процесса: на уроках используются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах, брать и давать интервью, выступать в роли гида. В качестве видов контроля выделяются на уровне школы: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль за выполнением задач обучения фактически проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), так и лексические и грамматические навыки школьников. Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер и проводиться в форме контрольных диктантов с грамматическим заданием. Итоговый контроль осуществляется школой в конце каждого учебного года. Проверке главным образом подвергаются умения во всех видах речевой деятельности. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: -тесты (грамматические, лексико - грамматические, тесты по чтению и аудированию), -письменные контрольные работы, -устный опрос, -контроль знания лексики, - также (исходя из возможностей класса) проектная деятельность Планируемые результаты освоения учебного предмета 10 класс Личностные результаты должны отражать: 1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3)готовность к служению Отечеству, его защите; 4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11)принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-ориентированной деятельности; 15)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты должны отражать: 1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8)владение языковыми средствами –умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования: выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения. Говорение, диалогическая речь: –вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; –при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включённые в раздел «Предметное содержание речи»;–выражать и аргументировать личную точку зрения; –запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; –обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь: –формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи»;–передавать основное содержание прочитанного/увиденного/услышанного;–давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); –строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование: –понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; –выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся чётким нормативным произношением. Чтение: –читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; –отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо: –писать несложные связные тексты по изученной тематике; –писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; –письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Языковые навыки Орфография и пунктуация: –владеть орфографическими навыками в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи»; –расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи: –владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; –владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Лексическая сторона речи: –распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи»; –определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам; –догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; –распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения: Говорение, диалогическая речь: –вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; –проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; –обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь: –резюмировать прослушанный/прочитанный текст; –обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование: –полно и точно воспринимать информацию в распространённых коммуникативных ситуациях; –обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. Чтение: –читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо: –писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки, фонетическая сторона речи: –произносить звуки немецкого языка чётко, с естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Орфография и пунктуация: –владеть орфографическими навыками; –расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Лексическая сторона речи: –использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; –узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы. Социокультурная компетенция: Ученикам предоставляется возможность: –несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны изучаемого языка, особенностей культуры народа носителей данного языка; –лучше осознать явления своей действительности, своей культуры, путем сравнения их с иной действительностью и иной культурой; –развивать умения представлять свою страну в процессе межличностного межкультурного общения; –совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения; –проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка. Компенсаторная компетенция: - создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: –умение использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения; –умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; –использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.); –игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения. Учебно-познавательная компетенция: –умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе словари (толковые, энциклопедии); –умение обобщать информацию, фиксировать еѐ, например, в форме тезисов, ключевых слов; –умение выделять основную нужную информацию из различных источников, списывать/ выписывать её; –умение использовать новые информационные технологии. Специальные учебные умения: –умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; –умение пользоваться двуязычным словарем; –умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста 11 класс В результате изучения учебного предмета «Немецкий язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»; выражать и аргументировать личную точку зрения; запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; передавать основное содержание прочитанного/увиденного/услышанного; давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением. Чтение читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо писать несложные связные тексты по изученной тематике; писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры Языковые навыки Орфография и пунктуация владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Лексическая сторона речи распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные глаголы; определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам: префиксы существительных и глаголов: vor-, mit-; суффиксы существительных: -chen, -in, -er, -ung, -heit, -keit, -schaft, -or, -um, -ik, - e; -ler, -ie; суффиксы прилагательных: -ig, -lich, -isch, -los, -sam, -bar; отрицательный префикс un-. догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности. Грамматическая сторона речи оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах); употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; употреблять в речи сложносочиненные предложения с союзами und, aber, denn,deshalb, darum, nicht nur, sondern auch; употреблять в речи сложноподчиненные предложения: с придаточными дополнительными с союзами dass, ob и др.; вопросительными словами wer, was, wannи др.; причины с союзами weil, da; условными с союзом wenn; времени с союзами wenn, als, nachdem; определительными с относительными местоимениями die, der,dаs; цели с союзом damit; владеть способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob, без использования форм сослагательного наклонения; владеть различными средствами связи в тексте для обеспечения его целостности, в том числе с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt и др.; употреблять в речи сложноподчиненные предложения со всеми типами придаточных, в том числе с использованием местоименных наречий worűber, wofűr, womit в роли союзов; употреблять в речи условные предложения реального и нереального характера; употреблять в речи предложения с конструкцией Ich wünsche, dass ...; употреблять в речи предложения с конструкцией so..., dass ... (Ich war so beschäftigt,dass... ); употреблять в речи конструкции с герундием; употреблять в речи конструкции с инфинитивом; использовать косвенную речь; использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени; употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты; согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль; употреблять в речи модальные наречия doch, sicher, bestimmt; употреблять в речи местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit); употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, указательные, неопределенные (jemand, niemand), неопределенно-личные (man); употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество и наречия, выражающие время; употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия, в том числе предлоги, имеющие двойное управления Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь резюмировать прослушанный/прочитанный текст; обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. Чтение читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо - писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки Фонетическая сторона речи произносить звуки немецкого языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Орфография и пунктуация владеть орфографическими навыками; расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации Лексическая сторона речи использовать типовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы Грамматическая сторона речи использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени ; употреблять в речи структуру haben/sein + zu + Infinitiv как эквивалент страдательного залога; употреблять в речи все формы страдательного залога; употреблять в речи времена Perfekt, Plusguamperfekt; употреблять в речи условные предложения нереального характера (Konjunktiv I-II); употреблять в речи предложения с двойными союзными конструкциями; использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложен Содержание учебного курса 10 класс Основные содержательные линии: • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме; • языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка; • социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения; • общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия. Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык» Предметное содержание речи. 1. Увлечения и интересы, связь с предыдущими поколениями. Географическое положение климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Изучение иностранных языков 2. Общение в семье и в школе. Образование и профессии 3. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Домашние обязанности. Связь с предыдущими поколениями. Отношения поколений в семье. Семейные истории. Переписка с друзьями. Система ценностей. 4. Развитие языка. Диалекты. Молодёжный сленг. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка 5. Прогресс в науке. Современные профессии. Образование и профессии. Новые информационные технологии. Робототехника. 6. Энергосбережение. Последствия изменения климата. Деятельность различных организаций по защите окружающей среды. Общество потребления. Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление 7. Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Политические и экономические системы. Выдающиеся личности в истории стран изучаемого языка. 8. Новые информационные технологии. Изучение иностранных языков. Общество потребления. Здоровый образ жизни. Дистанционное образование. Развитие языка. 9. Здоровый образ жизни. Увлечения и интересы. Активный отдых. Экстремальные виды спорта Отпуск и каникулы Разные способы проведения каникул. Летние развлечения. Какие недостатки и преимущества имеют разные виды отдыха? Подготовка к путешествию. Что важно сделать при планировании отдыха? Мой летний отдых, рассказы о путешествиях. Обсуждение с друзьями вариантов летнего отдыха, выбор оптимального направления для летнего отдыха. Отпуск без родителей: плюсы и минусы. Какие страны выбирают для отдыха жители России и Германии? Проект: написание туристического проспекта о своем регионе для немецких туристов. Самостоятельная работа по теме «Отпуск и каникулы» Школа и школьная жизнь Школьная система в Германии. Типы школ. Каким образом немецкие школьники выбирают индивидуальную траекторию обучения? Почему школьникам нравится и не нравится учиться? Каким образом можно проявлять свою активную общественную позицию в школе? Старшая ступень в гимназии. Особенности учебного процесса. Мобильные телефоны в средней школе: за и против. Проект: Брошюра о своей школе на немецком языке. Самостоятельная работа по теме «Школа и школьная жизнь» Подготовка к итоговому государственному экзамену 1 Выполнение заданий раздела «Аудирование» и «Говорение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Чтение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Письмо» (подготовка к ЕГЭ) Моя семья Отношения родителей и детей. Оценка своих чувств. Родители о детях. Что обе стороны желают изменить в своих отношениях? Черты характера. Какими бы хотели видеть друг друга дети и родители? Какие качества являются для них определяющими? Кто является примером для немецкой молодѐжи? Сослагательное наклонение: конъюнктив II. Какие отношения складываются между братьями и сестрами? Каким образом можно наладить отношения в семье? Что такое семейная конференция и как совместное проведение времени способствует взаимопониманию?Какой ты видишь свою собственную семью? Представители известных семейств. Повторение по теме «Моя семья». Контрольная работа по темам 2-3 Мир книг Почему чтение важно для развития личности? По каким причинам молодежь (не)читает книги? Как можно мотивировать своих друзей к чтению? Какие книги популярны среди немецкой молодежи? Какие существуют литературные жанры? Чем они характеризуются? Где молодые люди обычно читают? Сказки братьев Гримм. Воспоминание о детстве. Придаточные относительные предложения. Самостоятельная работа по теме «Мир книг» Подготовка к итоговому государственному экзамену 2 Выполнение заданий раздела «Чтение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Аудирование» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Письмо» (подготовка к ЕГЭ). Научно-технический прогресс Какие известные и важные изобретения были сделаны немецкими учеными. Как используются эти изобретения сейчас? Какие преимущества имеет научно-технический прогресс? Обмен мнениями: какое изобретение оказало наибольшее влияние на развитие общества. Как помогает компьютер осуществлять работу в офисе? Генные технологии. Их виды и особенности. Какое влияние оказывает развитие генной инженерии на организм человека: плюсы и минусы. Проект: постеры, посвященные российским и немецким лауреатам Нобелевской премии. Повторение по теме «Научнотехнический прогресс». Контрольная работа по темам 4-5. Изменения климата и его последствия Какие основные последствия загрязнения окружающей среды вы можете назвать? Из-за каких действий человека это происходит? Что такое парниковый эффект? Что является его причиной и следствием? Деятельность природоохранных организаций. Участие молодежи в проектах природоохранных организаций. Что нужно сделать в быту для охраны окружающей среды. Как можно охранять окружающую среду каждый день. Акции по защите окружающей среды в Германии и России. Самостоятельная работа по теме «Изменения климата и его последствия» Подготовка к итоговому государственному экзамену 3 Выполнение заданий раздела «Чтение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий «Аудирование» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Говорение» (подготовка к ЕГЭ) Германия тогда и сейчас Основные события Второй мировой войны. Разделение Германии после ВОВ. Различие послевоенного развития Западной и Восточной Германии. Падение Берлинской стены. Какие чувства оно вызвало? Политическая система Германии. Основные ветви власти. Участие молодежи Германии в политической жизни. Немецкие бренды. Проект: сравнительный анализ политических систем Германии, Австрии, Швейцарии и России. Повторение по теме «Германия тогда и сейчас». Контрольная работа по темам 6-7. Цифровые средства информации Какими электронными устройствами пользуются молодые люди в Германии и России. С какой целью молодые люди пользуются электронными устройствами? Зачем молодые люди используют Интернет? Телефон или смартфон? Какие новые функции важнее, чем телефонные разговоры? Для чего используются приложения в смартфонах. Какие приложения кажутся вам наиболее полезными? Компьютер и Интернет в школе: за и против. Какие проблемы могут быть связаны с использованием электронных устройств. Проект: возможности Интернета для самостоятельного изучения иностранных языков. Самостоятельная работа по теме «Цифровые средства информации» Подготовка к итоговому государственному экзамену 4 Выполнение заданий раздела «Чтение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Аудирование» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Письмо» (подготовка к ЕГЭ). Свободное время с пользой Чем занимаются молодые люди в Германии в свободное время? Интересные хобби и кружки. Где можно интересно отметить окончание 10 класса? Обмен мнениями и предложение вариантов праздника. Чем охотнее занимаются молодежь и люди в возрасте. Есть ли отличия? Необычные способы времяпрепровождения юношей и девушек. Экстремальные виды спорта. Плюсы и минусы. Нужно ли запретить молодым людям заниматься экстремальными видами спорта? Хобби типичные для мужчин и женщин. Может девушка быть успешной в необычном для нее увлечении? Повторение по теме «Цифровые средства информации». Контрольная работа по темам 8-9 Итоговый тренинг к итоговому государственному экзамену Выполнение заданий раздела «Аудирование» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Чтение» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика». Выполнение заданий раздела «Письмо» (подготовка к ЕГЭ). Выполнение заданий раздела «Говорение» (подготовка к ЕГЭ) Итоговая контрольная работа Итоговый урок 11 класс Тема 1. Kulturreisen. Культурные путешествия Содержание темы: общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями. Путешествие по своей стране и за рубежом. Увлечения и интересы. Образовательные поездки. Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира. Диалекты. Декоративно-прикладное искусство Лексика: путешествия на различных видах транспорта, малые народы Германии и России, путешествие по железной дороге и на самолете (речевые клише) Грамматика: косвенный вопрос. Повелительное наклонение Фонетика/Орфография: чтение географических названий Страноведение: малые народы Германии и России, их культура и быт. История русских немцев. Великие немцы из России. Типично немецкое и типично русское. Путешествие по железной дороге в германии (правила) Тема 2. Internationale Projekte. Международные проекты Содержание темы: Знаменитые природные заповедники России и мира. Экотуризм. Космос. Развитие города и регионов. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Увлечения и интересы. Образовательные поездки. Лексика: международное взаимодействие, международный обмен, экологические проекты Грамматика: глаголы с управлением. Относительные местоимения Фонетика/Орфография: чтение сложных слов. Ударение Страноведение: российско-германские проекты. Международные обмены. Межкультурное взаимодействие Тема 3. Was ist Kunst? Искусство Содержание темы: Увлечения и интересы. Молодежные субкультуры. Классическое и современное искусство. Изобразительные (живопись, архитектура, скульптура, графика) и неизобразительные виды искусства (музыка, театр, кино, хореография). Мода и дизайн как часть культуры. Альтернативные виды искусства Лексика: искусство: виды и жанры, описание картины, отношение к предметам искусства. Как влияет искусство на человека Грамматика: сравнительные придаточные предложения Фонетика/Орфография: интонация в сложных предложениях Страноведение: отношения в семьях Германии и России. Примеры для подражания. Информация об известных семьях. Статистические данные Тема 4. Freundschaft und Liebe. Любовь и дружба Содержание темы: Круг друзей. Дружба и любовь. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями. Выдающиеся личности в истории стран изучаемого языка Лексика: взаимоотношения, качества личности, любовь и дружба Грамматика: придаточные предложения. Повторение Фонетика/Орфография: чтение сложных слов Страноведение: биография Клары Шуман. Отношение немецких подростков к любви и дружбе Тема 5. Gesunde Lebensweise. Здоровый образ жизни Содержание темы: Здоровый образ жизни. Болезни и симптомы. Поход к врачу. Активный отдых. Правильное питание. Современные тенденции в заботе о здоровье: йога, вегетарианство, фитнес Лексика: здоровое питание, распорядок дня, эффективное распределение времени, спорт Грамматика: союзы statt …zu, ohne… zu, um…zu Фонетика/Орфография: чтение названий продуктов питания и блюд Страноведение: как питаются немецкие молодые люди. Пирамида питания Тема 6. Mode und Schönheit. Мода и красота Содержание темы: Мода и дизайн как часть культуры. Увлечения и интересы. Общество потребления. Образование и профессии Лексика: предметы одежды, характеристика внешнего вида, покупки в магазине и обмен, профессия дизайнера, школьная форма Грамматика: склонение и степени сравнения прилагательных Фонетика/Орфография: чтение интернациональных и заимствованных слов (предметы одежды) Страноведение: модные стили. Известные и молодые дизайнеры. Национальная одежда Тема 7. Konsum und Geld. Деньги и общество потребления Содержание темы: Общество потребления. Деньги, покупки. Самостоятельная жизнь. Система ценностей. Волонтёрство. Политические и экономические системы. Успех в профессии Лексика: общество потребления, карманные деньги, планирование бюджета, реклама и волонтерство Грамматика: сослагательное наклонение для выражения нереальных желаний Фонетика/Орфография: чтение дат Страноведение: приметы, связанные с деньгами, отношение к деньгам как часть менталитета. История возникновения денег Тема 8. Berufswahl. Выбор профессии Содержание темы: Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Карьера и семья. Успех в профессии. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Образовательные поездки Лексика: профессии, действия, связанные с профессиональными областями, высшее образование, написание биографии и мотивационного письма (речевые клише) Грамматика: употребление относительных местоимений и относительных предложений Фонетика/Орфография: интонация в сложных предложениях Страноведение: высшие учебные заведения Германии: типы и правила поступления. Возможности для профессионального самоопределения в немецкоязычных станах. Благотворительные и культурные проекты Тема 9. Schlüsselkompetenzen für den Erfolg. Ключевые компетенции – залог успеха Содержание темы: Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Успех в профессии. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Официальный стиль общения. Особенности жизни в городе. Городская инфраструктура. Особенности жизни в сельской местности. Сельское хозяйство. Лексика: качества личности для профессионального успеха Грамматика: повторение Фонетика/Орфография: интонация в предложении и тексте Страноведение: требования работодателей для своих сотрудников. Образовательные программы, популярные среди студентов Тематическое планирование 10 класс Тема раздела 1. Urlaub und Ferien. Отпуск и каникулы 2. Schule undSchulleben. Школа и школьная жизнь 3. Meine Familie und ich. Моя семья и я. 4. Bücherwelt. Мир книг. 5. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно – технический прогресс. 6. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия. 7. Deutschland damals und heute. Германия тогда и сегодня. 8. Digitale Medien. Цифровые средства информации. 9. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой. 10. Подготовка к итоговому государственному экзамену 11. Итоговый тренинг к итоговому государственному экзамену Всего Количество часов 10 8 11 8 9 8 10 9 9 15 5 102 часа 11 класс Тема раздела 1. Kulturreisen. Культурные путешествия. 2. Internationale Projekte . Международные проекты 3. Was ist Kunst,? Что такое искусство? 4. Freundschaft und Liebe. Дружба и любовь 5. Gesunde Lebensweise. Здоровый образ жизни. 6. Mode und Schoenheit. Мода и красота. 7. Konsum und Geld. Деньги и общество потребления 8. Berufswahl. Выбор профессии 9. Schluesselkompetenzen fuer den Erfolg. Ключевые компетенции- залог успеха 10. Резерв Всего Количество часов 12 11 10 12 10 9 9 12 13 4 102 часа