МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белинского Пензенской области имени Виссариона Григорьевича Белинского РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО на заседании педсовета Директор протокол №1 от «28» 08 2023 г. Котелкина С.Ю. приказ № 180 от «31» 08 2023 г. протокол №1 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Семьеведение» для обучающихся 9 класса учитель: Романова Е.В. г. Белинский, 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Семьеведение» предназначена для обучения учащихся 9-го класса общеобразовательной школы, составлена на основе следующих документов: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9- 11 класс, под редакцией академика Российской Академии образования А.А. Реана (авторы: А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова. Издательство «Арткитчен», Москва 2019 В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Разработанная программа направлена на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышения его ценности в общественном сознании. Обучающиеся в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджета. Наличие такого курса в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни. Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества. Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Курс занятий «Семьеведение» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников. В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи: получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе; объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале ХХI века; анализ типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений. Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной. Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, дети вовлекают в эту работу и взрослых. С их помощью дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа. Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, помочь осознать значение семьи в жизни человека. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о нормах семейной жизни молодому поколению. Цель курса: формирование представлений о семье как ячейке общества, как о древнейшем устройстве на земле, которое занимает важное место в обществе людей. Задачи: содействовать формированию взглядов о необходимости семьи, о ценности слова «семья», обязательности оберегать ее; содействовать в развитии и сохранении положительных чувств и качеств к каждому члену семьи; содействовать в воспитании почтения старшего поколения; способствовать развитию таких качеств, как «терпение», «доброта» и «любовь» к зрелым членам семьи; раскрыть основные секреты для создания и сохранения семьи; определить важную роль каждого члена семьи; содействовать в формировании ответственного подхода для решения семейных проблем; содействовать в формировании понимания того, что каждый член семьи должен трудиться, так как от этого зависит благополучие семьи; объяснить учащимся почему в семье важен совместный труд, ведение семейного хозяйства, распределение обязанностей по выполнению домашней, семейной работы, это поможет в будущем стать хорошим хозяином; способствовать формированию знаний и практического применения нравственных норм в семье; заинтересовать учащихся к сохранению семейных ценностей, традиций в своей семьи; побудить школьников узнать о происхождении своей семьи и в случае необходимости, оказать помощь в составлении генеалогического семейного древа; способствовать мотивации к исследовательской работе; формировать интересы истории происхождения семьи в которой растет ребенок; развивать сотрудничество между родителями и детьми. Общая характеристика курса Содержание программы направлена на изучение вопросов семейной философии, культуры коммуникации в семье, нормы семейной морали, семейная психология, финансовая грамотность в семье, семейное право, сексологии. Важно то, что занятия проводятся не только в форме лекций, семинаров, но и в форме бесед, дискуссий. Главным являются практические занятия, в которых принимают участие не только сами учащиеся, но и члены их семьи. Рабочая программа составлена на 17 часов, на 1 полугодие учебного года. Формы работы. В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать. Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д. Виды деятельности 1. Встречи с многодетными семьями. 2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам. 3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи. 4. Участие в конференциях и конкурсах. 5. Организация экскурсий в религиозные учреждения с целью ознакомления с конфессиональными и этническими особенностями института семьи. 6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых. 7. Приглашение работников ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и брака. Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение. Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!». Общая характеристика программы «Семьеведение» Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний обучающихся о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Семья - базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками: - союзом мужчины и женщины; - добровольностью вступления в брак; - члены семьи связаны общностью быта; - вступлением в брачные отношения. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Функции семьи: - Репродуктивная: рождение потомства. - Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств. - Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи. - Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил. - Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите. - Духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение. - Социальная: социальный контроль. Семейные традиции: Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи. А с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными традициями, поэтому они уникальны для каждой семьи. Здоровыми считаются семьи, в которых: -каждый член воспринимается как равный другим; - доверие, честность и открытость являются существенными; - внутрисемейное общение является конгруэнтным; - члены поддерживают друг друга; - каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; - отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; - существенное место занимают традиции и ритуалы; - члены принимают особенности и уникальность каждого из них; - уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); - чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. Семьеведение - это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения. Семьеведение - это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Объект семьеведения, то есть та сфера, на что направлен процесс исследования - это семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Предмет изучения – семья каждого обучающегося в данном классе Методы: -Репродуктивный метод: беседа, вопросы, тесты, анкетирование; -Проблемный метод; -Частично-поисковый метод: творческие задания, мини-проекты, исследовательские работы; -Объяснительно-иллюстративный метод Формы поведения Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов, конкурсов, встреч. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться. Описание ценностных ориентиров содержания программы «Семьеведение» Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика приоритетной в социальной политике государства. Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей. Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально- экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов. Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Одним из результатов преподавания программы «Семьеведение» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей: Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни, что особенно ценно в семейной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные: У обучающихся будут сформированы: представление о семейных ценностях; уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов; целостный взгляд на взаимоотношения полов; эстетические потребности и чувства; установка на соблюдение правил и норм семейной жизни; готовность к бережному отношению к членам своей семьи Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающиеся научатся: принимать учебную задачу; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать самостоятельное высказывание. фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам; корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил. Познавательные: Обучающиеся научатся: выделять важную информацию из литературы разных типов; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц; анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков; осуществлять классификацию и синтез объектов; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п. моделировать различные жизненные ситуации. Предметные: Обучающиеся научатся: определять основные этапы динамики семейных отношений; определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья; различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи; различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка; определять способы формирования семейного бюджета; использовать традиции семьи в жизни; перечислять правила совместной жизни в семье; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи. Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение. Содержание учебного предмета, курса Раздел 1. Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны Значение семьи. Понятие «семья – ячейка общества». Необходимость любви и уважения в семье. Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической сфере. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и особенностей человека – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел 2. Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Во втором разделе характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку", установки и ожидания молодых супругов. Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи, функциями семьи. Раздел 3. Значение семейных ценностей в современном мире. Значение семейных ценностей в современном мире. Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи в формировании положительного психологического климата. Отец - духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец - моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны Первенец в браке: права и обязанности родителей Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков. Раздел 4. Семейное право. Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор. Семейные традиции и праздники. Проведение мероприятия, посвященное дню семьи. Тематическое планирование № п/п Раздел, тема занятия Количество часов 1 Значение семьи. Брак традиции и брак современный — взгляд со стороны. 5 2 Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. 5 3 Значение семейных ценностей в современном мире. 4 4 Семейное право. 3 Итого 17 Календарно – тематическое планирование 9 класс «Семьеведение» № п/п Кол-во часов Элементы содержания Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны 1 2-3 Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. 2 4 Права и обязанности членов семьи. Роли мужчины и женщины в браке. Степени родства и их обозначение. 1 Значение семьи. Понятие «семья – ячейка общества» Необходимость любви и уважения в семье. Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической сфере. Нормативная база, посвященная охране прав ребенка и семьи. Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Перечень прав и обязанностей членов семьи. Кто должен играть ведущую роль в брачной паре по доходам. Как устроить быт молодоженов Чем родители могут быть полезны молодоженам. Названия членов семьи, близких и дальних родственников 1 Тема урока Требования к уровню подготовки Знать пословицы и поговорки о семье: Не нужен клад, если в семье лад Нет милее дружка, чем родная матушка Уметь рассказать о членах своей семьи Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов семьи Знать основные права и обязанности мамы, папы, ребенка. Знать названия членов семьи, близких и дальних родственников, понимать степень их родства УУД Формулировать мысли о значении семьи Высказывать мотивированное суждение об ответственности за жизнь в семье Формулировать собственные мысли о необходимости защиты прав детей и семьи Перечислять свои права и обязанности Дата 5-6 Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. Дом и семья единство противоположностей. 2 7-8 Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны 2 9-10 Первенец в браке: права и обязанности родителей Приемная семья Много- и мало-детные семьиисторический путь и современный выбор. 2 Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам Забота о животных и растениях дома или около дома. 1 11 Понятие «семейный бюджет» Учеба, работа и дом, дети – совместимы? Домашние обязанности членов семьи. Правоотношения между родителями и детьми по поводу принадлежащего им имущества. Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных странах мира. Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны» Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Отцовство и материнство-суть этих понятий. Приемная семья, ее основная цель Обязанности ребенка в семье Посильная помощь, которую может оказать ребенок семье Приемы ухода за животными и растениями Понимать суть нового понятия, знать, из чего складывается семейный бюджет Уметь определять источники семейного бюджета Понимать необходимость жить в семье по определенным правилам Что такое «потребность в ребенке» Понимать необходимость оказания помощи семье, выполнения и соблюдения определенных обязанностей Понимать значение и Называть правила жизни в семье Перечислять свои семейные обязанности Виды посильной помощи, которую может оказать ребенок семье 12 Требования в семье- каркас семейного здания. Право ребенка жить и воспитываться в семье Здоровье семьи 1 1314 Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор 2 15 Семейные традиции и праздники. 1 16 Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню семьи (15 мая) 1 17 Итоговое занятие 1 Что требовать и от кого? Семейные права и обязанности мужчины, женщины и детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Профилактические медицинские осмотры Знакомство с семейным законодательством РФ Правила решения семейных конфликтов Порядок заключения брачного договора Традиции и праздники, отмечаемые в российской семье. Традиции и праздники семей учащихся Подготовка презентаций «Моя семья – самая счастливая!». Написание эссе на тему «Счастливая семья – какая она?». Подведение итогов необходимость оказания помощи своей семье, родственникам Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов детей Понимать почему люди ссорятся. Находить способы решения конфликтов в семье Знать семейные традиции и праздники, понимать их суть Перечислять семейные традиции и праздники УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9-11 класс, под редакцией академика Российской Академии образования А.А. Реана (авторы: А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова. Издательство «Арткитчен», Москва 2019 2. Агапов, Е. Семьеведение. Нор-Аревян. – 2017. Анисимова, Л.Ю. Основы семьеведения: учеб.-метод. пособие / Л.Ю. Анисимова. – Красноярск: РИО КФ РГСУ, 2019 3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М.: Академия, 2016. 4. Е.Ф. Купецкова, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова. Авторская программа «Семьеведение». 5. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение / Н. Ф. Дивицына. - М.: Владос, 2018. 6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2017. 7. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие. – Мн. : Воронеж НПО «МОДЭК», 2018. – 928 с. 8. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М. Статут, 2018. 9. Ресурсы интернета 10. Петрушенкова Н.П. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Nattali77/file/3196217/ 11. Поддубная О.Н. Семья и семейные ценности 12. http://www.proshkolu.ru/user/poddubnay/file/3200880/ 13. Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя –Москва, Пенза, 2012 14. Селиванова Е.А. Семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/nikolaevaelena2009/file/2028936/ 15. Смирнова О.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3194185/ 16. Яровая И.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/anbask/file/3197401/