Рабочая программа учебного предмета "Семьеведение" для обучающихся 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.
Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича Белинского

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на заседании педсовета

Директор

протокол №1 от «28» 08
2023 г.

Котелкина С.Ю.
приказ № 180 от «31» 08
2023 г.

протокол №1 от «28» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Семьеведение»
для обучающихся 9 класса

учитель: Романова Е.В.

г. Белинский, 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Семьеведение» предназначена для обучения учащихся 9-го
класса общеобразовательной школы, составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.)
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9- 11 класс, под
редакцией академика Российской Академии образования А.А. Реана (авторы: А.А. Реан, И.А.
Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова. Издательство «Арткитчен», Москва 2019
В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из
приоритетных направлений социальной сферы. В связи с этим созрела потребность в разработке
специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о
семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии
развития ребенка, основах педагогики. Разработанная программа направлена на повышение
воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации,
укрепление статуса социального института семьи, повышения его ценности в общественном
сознании. Обучающиеся в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства,
планировании бюджета. Наличие такого курса в школьной программе поможет детям задуматься о
своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является
одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического
воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного
курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о
психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное
представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые
неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Курс занятий «Семьеведение» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни,
формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей
разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес
к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи
одноклассников.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи: получение знаний о
современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе;
объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в
начале ХХI века; анализ типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского
общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели
социальных отношений.
Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной.
Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто
мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, дети вовлекают в эту работу и
взрослых. С их помощью дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о
жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа. Фамильная честь, интерес к
своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития
школьников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна
определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания
безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству
понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание
родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о
продолжении рода.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о
психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное
представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые
неизбежно возникают в процессе семейной жизни, помочь осознать значение семьи в жизни
человека.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить
проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи
знаний о нормах семейной жизни молодому поколению.
Цель курса: формирование представлений о семье как ячейке общества, как о древнейшем
устройстве на земле, которое занимает важное место в обществе людей.
Задачи:
содействовать формированию взглядов о необходимости семьи, о ценности слова «семья»,
обязательности оберегать ее;
содействовать в развитии и сохранении положительных чувств и качеств к каждому члену
семьи;
содействовать в воспитании почтения старшего поколения;
способствовать развитию таких качеств, как «терпение», «доброта» и «любовь» к зрелым
членам семьи;
раскрыть основные секреты для создания и сохранения семьи;
определить важную роль каждого члена семьи;
содействовать в формировании ответственного подхода для решения семейных проблем;
содействовать в формировании понимания того, что каждый член семьи должен трудиться,
так как от этого зависит благополучие семьи;
объяснить учащимся почему в семье важен совместный труд, ведение семейного хозяйства,
распределение обязанностей по выполнению домашней, семейной работы, это поможет в будущем
стать хорошим хозяином;
способствовать формированию знаний и практического применения нравственных норм в
семье;
заинтересовать учащихся к сохранению семейных ценностей, традиций в своей семьи;
побудить школьников узнать о происхождении своей семьи и в случае необходимости,
оказать помощь в составлении генеалогического семейного древа;
способствовать мотивации к исследовательской работе;
формировать интересы истории происхождения семьи в которой растет ребенок;
развивать сотрудничество между родителями и детьми.
Общая характеристика курса
Содержание программы направлена на изучение вопросов семейной философии, культуры
коммуникации в семье, нормы семейной морали, семейная психология, финансовая грамотность в

семье, семейное право, сексологии. Важно то, что занятия проводятся не только в форме лекций,
семинаров, но и в форме бесед, дискуссий. Главным являются практические занятия, в которых
принимают участие не только сами учащиеся, но и члены их семьи.
Рабочая программа составлена на 17 часов, на 1 полугодие учебного года.
Формы работы.
В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой,
исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей
семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся
самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование,
интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы,
исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются
методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане
занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности
1. Встречи с многодетными семьями.
2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.
3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.
4. Участие в конференциях и конкурсах.
5. Организация экскурсий в религиозные учреждения с целью ознакомления с
конфессиональными и этническими особенностями института семьи.
6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и
взрослых.
7. Приглашение работников ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих
семьи и брака.
Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися
используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых
на занятиях проблем.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать
современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений,
конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и
обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по
предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют
обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях,
«круглых столах», презентациях собственных материалов, умение
вести дискуссию,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на
занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита
самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!».
Общая характеристика программы «Семьеведение»
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития
обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических

основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний обучающихся о
психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное
представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые
неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Семья - базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими
неотъемлемыми стабильными признаками:
- союзом мужчины и женщины;
- добровольностью вступления в брак;
- члены семьи связаны общностью быта;
- вступлением в брачные отношения.
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в
семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и
малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для
ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического,
эмоционального и интеллектуального развития.
Функции семьи:
- Репродуктивная: рождение потомства.
- Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
- Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
- Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
- Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании,
поддержке, эмоциональной защите.
- Духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение.
- Социальная: социальный контроль.
Семейные традиции:
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и
взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с
одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи. А с другой
стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи
следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во
всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения
конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на
общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и
дополняются собственными традициями, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Здоровыми считаются семьи, в которых:
-каждый член воспринимается как равный другим;
- доверие, честность и открытость являются существенными;
- внутрисемейное общение является конгруэнтным;
- члены поддерживают друг друга;
- каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
- отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
- существенное место занимают традиции и ритуалы;
- члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность
частной жизни);
- чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

Семьеведение - это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних
и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.
Семьеведение - это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на
различных уровнях ее организации.
Объект семьеведения, то есть та сфера, на что направлен процесс исследования - это семья
как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной
системы.
Предмет изучения – семья каждого обучающегося в данном классе
Методы:
-Репродуктивный метод: беседа, вопросы, тесты, анкетирование;
-Проблемный метод;
-Частично-поисковый метод: творческие задания, мини-проекты, исследовательские работы;
-Объяснительно-иллюстративный метод
Формы поведения
Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов, конкурсов, встреч.
Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и
договариваться.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Семьеведение»
Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика
приоритетной в социальной политике государства.
Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества,
социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям
российских семей.
Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению
семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции,
психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты,
философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию
проблем российской семьи, ее социально- экономических, демографических, социально-правовых,
психолого-педагогических и других аспектов. Глубокое изучение проблем современной семьи,
психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных
профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных
технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных
жизненных ситуациях.
Одним из результатов преподавания программы «Семьеведение» является решение задач
воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы
ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное
отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность
человека как
разумного
существа,
стремящегося
к
добру
и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от
поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские
установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о
своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни, что особенно ценно в
семейной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:







представление о семейных ценностях;
уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;
целостный взгляд на взаимоотношения полов;
эстетические потребности и чувства;
установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;
готовность к бережному отношению к членам своей семьи
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:


принимать учебную задачу;

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать самостоятельное высказывание.

фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей деятельностью на
уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;

корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:

выделять важную информацию из литературы разных типов;

использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с
выделением отличительных признаков;

осуществлять классификацию и синтез объектов;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с
возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных
знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.

моделировать различные жизненные ситуации.

Предметные:
Обучающиеся научатся:

определять основные этапы динамики семейных отношений;

определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь
семьи;

различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности
ребенка;

определять способы формирования семейного бюджета;

использовать традиции семьи в жизни;

перечислять правила совместной жизни в семье;

определять терминологию родства в применении к членам своей семьи.
Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися
используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых
на занятиях проблем. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям
анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений,
конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и
обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по
предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют
обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях,
«круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1.
Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны
Значение семьи.
Понятие «семья – ячейка общества». Необходимость любви и уважения в семье.
Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической
сфере. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и
девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать
сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к
человеку; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев,
национальных традиций и особенностей человека – программа предусматривает раскрытие всех
этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений
влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На
занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным
отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения
юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны.
Раздел 2.
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды.
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный
возраст и выбор партнера. Во втором разделе характеризуются факторы, обуславливающие
необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность
процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер

взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку", установки и ожидания молодых
супругов. Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи, функциями семьи.
Раздел 3.
Значение семейных ценностей в современном мире.
Значение семейных ценностей в современном мире. Отношения между членами семьи. Роль
каждого члена семьи в формировании положительного психологического климата. Отец - духовная
опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты
жизни. Отец - моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных
обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи. Роль семьи
в годы Великой Отечественной войны Первенец в браке: права и обязанности родителей Какова
роль родителей молодоженов в воспитании внуков.
Раздел 4.
Семейное право.
Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор.
Семейные традиции и праздники. Проведение мероприятия, посвященное дню семьи.

Тематическое планирование
№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

1

Значение семьи. Брак традиции и брак современный
— взгляд со стороны.

5

2

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды.

5

3

Значение семейных ценностей в современном мире.

4

4

Семейное право.

3

Итого

17

Календарно – тематическое планирование 9 класс «Семьеведение»
№
п/п

Кол-во
часов

Элементы содержания

Значение семьи.
Брак традиционный и брак
современный – взгляд со стороны

1

2-3

Понятие брака, его социальная
сущность, функции и виды. Отличия
брака от семьи.

2

4

Права и обязанности членов семьи.
Роли мужчины и женщины в браке.
Степени родства и их обозначение.

1

Значение семьи.
Понятие «семья – ячейка
общества»
Необходимость любви и
уважения в семье.
Семейные отношения как
предмет правового
регулирования. Семья и
родство в юридической сфере.
Нормативная база,
посвященная охране прав
ребенка и семьи.
Изучение новых понятий,
обсуждение функций, типов
брака. Анализ социальных
особенностей личности при
выборе партнера.
Перечень прав и обязанностей
членов семьи.
Кто должен играть ведущую
роль в брачной паре по
доходам.
Как устроить быт
молодоженов
Чем родители могут быть
полезны молодоженам.
Названия членов семьи,
близких и дальних
родственников

1

Тема урока

Требования к уровню
подготовки
Знать пословицы и
поговорки о семье:
Не нужен клад, если в
семье лад
Нет милее дружка,
чем родная матушка
Уметь рассказать о
членах своей семьи
Знать основные
положения
конвенции о правах
ребенка, семейного
кодекса РФ,
направленные на
защиту интересов
семьи
Знать основные права
и обязанности мамы,
папы, ребенка.
Знать названия членов
семьи, близких и
дальних
родственников,
понимать степень их
родства

УУД
Формулировать
мысли о значении
семьи
Высказывать
мотивированное
суждение об
ответственности за
жизнь в семье
Формулировать
собственные мысли
о необходимости
защиты прав детей
и семьи

Перечислять свои
права и
обязанности

Дата

5-6

Откуда деньги в семье. Семейный
бюджет. Дом и семья единство
противоположностей.

2

7-8

Общение в браке – обязанность или
право?
Значение семейных ценностей в
современном мире.
Роль семьи в годы Великой
Отечественной войны

2

9-10

Первенец в браке: права и
обязанности родителей
Приемная семья
Много- и мало-детные семьиисторический путь и современный
выбор.

2

Постоянные обязанности ребенка в
семье.
Помощь родственникам
Забота о животных и растениях дома
или около дома.

1

11

Понятие «семейный бюджет»
Учеба, работа и дом, дети –
совместимы?
Домашние обязанности
членов семьи.
Правоотношения между
родителями и детьми по
поводу принадлежащего им
имущества.
Анализ тенденций с
сохранением или распадом
семейных ценностей в
западных и восточных
странах мира.
Написание эссе на тему «Моя
семья, мой род в годы
Великой Отечественной
войны»
Основания возникновения
прав и обязанностей
родителей и детей.
Отцовство и материнство-суть
этих понятий.
Приемная семья, ее основная
цель
Обязанности ребенка в семье
Посильная помощь, которую
может оказать ребенок семье
Приемы ухода за животными
и растениями

Понимать суть нового
понятия, знать, из
чего складывается
семейный бюджет

Уметь определять
источники
семейного бюджета

Понимать
необходимость жить в
семье по
определенным
правилам
Что такое
«потребность в
ребенке»
Понимать
необходимость
оказания помощи
семье, выполнения и
соблюдения
определенных
обязанностей
Понимать значение и

Называть правила
жизни в семье

Перечислять свои
семейные
обязанности
Виды посильной
помощи, которую
может оказать
ребенок семье

12

Требования в семье- каркас семейного
здания.
Право ребенка жить и воспитываться
в семье
Здоровье семьи

1

1314

Семейное право и семейные ссоры.
Ссора и конфликт – в чем разница?
Брачный договор

2

15

Семейные традиции и праздники.

1

16

Проведение праздничного
мероприятия, посвященного Дню
семьи (15 мая)

1

17

Итоговое занятие

1

Что требовать и от кого?
Семейные права и
обязанности мужчины,
женщины и детей. Право
ребенка на защиту своих прав
и законных интересов.
Профилактические
медицинские осмотры
Знакомство с семейным
законодательством РФ
Правила решения семейных
конфликтов
Порядок заключения брачного
договора
Традиции и праздники,
отмечаемые в российской
семье.
Традиции и праздники семей
учащихся
Подготовка презентаций
«Моя семья – самая
счастливая!». Написание эссе
на тему «Счастливая семья –
какая она?».
Подведение итогов

необходимость
оказания помощи
своей семье,
родственникам
Знать основные
положения
конвенции о правах
ребенка, семейного
кодекса РФ,
направленные на
защиту интересов
детей
Понимать почему
люди ссорятся.
Находить способы
решения конфликтов
в семье
Знать семейные
традиции и
праздники, понимать
их суть

Перечислять
семейные традиции
и праздники

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9-11 класс,
под редакцией академика Российской Академии образования А.А. Реана (авторы: А.А. Реан,
И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова. Издательство «Арткитчен», Москва 2019
2.
Агапов, Е. Семьеведение. Нор-Аревян. – 2017. Анисимова, Л.Ю. Основы
семьеведения: учеб.-метод. пособие / Л.Ю. Анисимова. – Красноярск: РИО КФ РГСУ, 2019
3.
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О. Л. Зверева,
А. Н. Ганичева. – М.: Академия, 2016.
4.
Е.Ф. Купецкова, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова. Авторская программа «Семьеведение».
5.
Дивицына, Н. Ф. Семьеведение / Н. Ф. Дивицына. - М.: Владос, 2018.
6.
Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2017.
7.
Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие. – Мн. : Воронеж НПО
«МОДЭК», 2018. – 928 с.
8.
Семейное
право:
учебник.
2-е
изд.,
перераб.
и
доп.
/ Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В.
Крашенинникова. – М. Статут, 2018.
9.
Ресурсы интернета
10.
Петрушенкова
Н.П.
Семья
и
семейные
ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/Nattali77/file/3196217/
11.
Поддубная О.Н. Семья и семейные ценности
12.
http://www.proshkolu.ru/user/poddubnay/file/3200880/
13.
Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных
учреждений. Методические рекомендации для учителя –Москва, Пенза, 2012
14.
Селиванова
Е.А.
Семейные
ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/nikolaevaelena2009/file/2028936/
15.
Смирнова
О.В.
Семья
и
семейные
ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3194185/
16.
Яровая
И.В.
Семья
и
семейные
ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/anbask/file/3197401/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».