Рабочая программа учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для обучающихся 5-6 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 1 г. Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича Белинского

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на заседании педсовета

Директор

протокол №1 от «28» 08
2023 г.

Котелкина С.Ю.
приказ № 180 от «31» 08
2023 г.

протокол №1 от «28» 08
2023 г.

Рабочая программа по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Класс _5-6_
Всего часов на учебный год __34__
Количество часов в неделю _1 час__

Учитель: Романова Е.В.

г. Белинский, 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
- требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России».
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
- Примерной рабочей программой основного общего образования основы духовнонравственной культуры народов России. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 2/22 от 29.04.2022 г. МОСКВА,
2022.
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный
объем содержания курса ОДНКНР для основной школы и предназначена для реализации
требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся
основной школы согласно учебному плану школы.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.:
Вентана-Граф, 2018 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации
и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих
поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное
и

многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
В
процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность
как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой
на традиционные духовно-нравственные ценности.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а
не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению
культуры
и
усвоению
научной
терминологии
для
понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и
религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор
тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства
народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;

- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом .
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России,
их роли в развитии современного общества;
—
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
—
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий
и идеалов;
—
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;

—
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
—
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
—
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6
классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1час
в неделю: 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ОДНКНР НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
освоения
курса
включают
осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации
к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,

нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи
в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе
к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории .
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и
требований,
корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

п/
п

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ Наименование разделов
Количество часов
и тем программы
Всего
Контро Практи
льные ческие
работы работы
Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
«Россия
— наш общий дом»
1

.1

10

0

0.5

Дата
изучения

Вид деятельности

Виды,
формы
контроля

Электрон
ные (цифровые
образовательны
е ресурсы)

-знать
цель
и
устны
предназначение курса «Основы й опрос,
духовно-нравственной культуры
практи
народов
России»,
понимать ческая работа
важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий
для
формирования
личности
гражданина России;
- иметь представление о
содержании данного курса, в том
числе о понятиях «мораль и
нравственность»,
«семья»,
«традиционные ценности», об
угрозах духовно-нравственному
единству страны;
- понимать взаимосвязь
между языком и культурой,
духовно-нравственным развитием
личности
и
социальным
поведением.
-иметь представление об
историческом пути формирования
многонационального
состава
населения Российской Федерации,
его мирном характере и причинах

http://scool
-collection.edu.ru
https://res
h.edu.ru/subject/
3/
https://uchi
.ru/

8

его формирования;
- знать о современном
состоянии
культурного
и
религиозного
разнообразия
народов Российской Федерации,
причинах культурных различий;
- понимать необходимость
межнационального
и
межрелигиозного сотрудничества
и
взаимодействия,
важность
сотрудничества и дружбы между
народами
и
нациями,
обосновывать их необходимость
Итого по разделу:

10

Раздел2. Семья и духовно-нравственные ценности»

.1

2
«Семья и духовно- 6
нравственные ценности»

0

0.5

- знать и понимать смысл
термина «семья»;
- иметь представление о
взаимосвязях
между
типом
культуры
и
особенностями
семейного быта и отношений в
семье;
осознавать
значение
термина «поколение» и его
взаимосвязь
с
культурными
особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о
своей семье в соответствии с
культурно-историческими
условиями её существования;

Устны
http://scool
й
опрос; -collection.edu.ru
тестирование,
практическая
https://res
работа
h.edu.ru/subject/
3/
https://uchi
.ru/

9

- понимать и обосновывать
такие понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь
доказывать важность семьи как
хранителя
традиций
и
её
воспитательную роль;
- понимать смысл терминов
«сиротство»,
«социальное
сиротство»,
обосновывать
нравственную важность заботы о
сиротах, знать о формах помощи
сиротам со стороны государства.
- знать и уметь объяснить
понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и
различия
между
концептами
«Отечество» и «Родина»; 6
понимать, что такое история
семьи,
каковы
формы
её
выражения и сохранения;
-обосновывать
и
доказывать взаимосвязь истории
семьи
и
истории
народа,
государства, человечества.
- иметь представление о
семейных
традициях
и
обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных
отношений;
знать
и
понимать
взаимосвязь семейных традиций и
культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о
10

семейных
традициях
своего
народа
и
народов
России,
собственной семьи;
-осознавать роль семейных
традиций в культуре общества,
трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Итого по разделу:

6

Раздел
3.
«Духовнонравственное богатство личности»

.1

3
«Духовно-нравственное
богатство личности»

3

0

0.5

знать
и
понимать
Устны
значение термина «человек» в й
опрос;
контексте духовно-нравственной тестирование,
культуры;
практи
уметь
обосновать ческая работа
взаимосвязь
и
взаимообусловленность человека
и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять
различия между обоснованием
термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм,
иметь представление о его
источниках в культуре.
- знать значение термина
«творчество»
в
нескольких
аспектах и понимать границы их
применимости;
- осознавать и доказывать
важность морально- нравственных

http://scool
-collection.edu.ru
https://res
h.edu.ru/subject/
3/
https://uchi
.ru/

11

ограничений в творчестве;
- обосновывать важность
творчества
как
реализацию
духовно-нравственных ценностей
человека;
доказывать
детерминированность творчества
культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить
взаимосвязь труда и творчества.
- знать и уметь объяснить
значение и роль морали и
нравственности в жизни человека;
обосновывать
происхождение
духовных
ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
понимать
и
уметь
показывать на примерах значение
таких
ценностей,
как
«взаимопомощь», «сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм»,
«патриотизм»,
«любовь
к
близким».
Итого по разделу:

3

Раздел 4. «Культурное единство России»

.1

4
«Культурное единство 13
России»

0

1

-понимать
и
уметь
Устны
объяснять
суть
термина й опрос,
«история»,
знать
основные
Письм
исторические периоды и уметь енный
выделять их сущностные черты;
контроль,

http://scool
-collection.edu.ru
https://res
h.edu.ru/subject/
12

- иметь представление о
тестир
значении и функциях изучения ование
истории;
- осознавать историю своей
семьи и народа как часть
мирового исторического процесса.
- знать о существовании
связи
между
историческими
событиями
и
культурой.
Обосновывать важность изучения
истории
как
духовнонравственного долга гражданина и
патриота.
-знать и понимать отличия
литературы от других видов
художественного творчества;
рассказывать
об
особенностях
литературного
повествования, выделять простые
выразительные
средства
литературного языка;
-обосновывать
и
доказывать важность литературы
как культурного явления, как
формы трансляции культурных
ценностей;
- находить и обозначать
средства выражения морального и
нравственного
смысла
в
литературных произведениях.
- иметь представление о
значении
терминов
«взаимодействие
культур»,
«культурный обмен» как формах

3/
https://uchi
.ru/

13

распространения и обогащения
духовно-нравственных
идеалов
общества;
- понимать и обосновывать
важность сохранения культурного
наследия;
знать,
что
такое
глобализация, уметь приводить
примеры
межкультурной
коммуникации
как
способа
формирования общих духовнонравственных ценностей.
Итого по разделу:

13

Раздел 5. Обобщение
5

Повторение по курсу

2

0

1

.1

Виды
деятельности
изученным разделам;

по

тестир
ование

http://scool
-collection.edu.ru
https://res
h.edu.ru/subject/
3/
https://uchi
.ru/

Итого по разделу:

2

Общее количество часов:

34

0

3,5

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Наименование разделов и
тем программы
п/п

Количество часов
Всего

Контро
льные
работы

Практич
еские
работы

Дата
изучени
я

Вид деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронн
ые
(цифровые
образовательные
ресурсы)

Раздел 1. . «Культура как социальность»

.1

1
«Культура
социальность»

как

8 0

0.5

- знать и уметь объяснить структуру
культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных
явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом
развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их
взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
- уметь объяснить взаимосвязь между
научно-техническим прогрессом и
этапами
развития
социума.
характеризовать
административнотерриториальное деление России;
знать
количество
регионов,
различать субъекты и федеральные
округа, уметь показать их на
административной карте России;
- понимать и уметь объяснить
необходимость
федеративного
устройства
в
полиэтничном
государстве, важность сохранения
исторической
памяти
отдельных
этносов;
- объяснять принцип равенства прав
каждого человека, вне зависимости от

устный
опрос,

http://scoolcollection.edu.ru

практи
ческая работа,
https://resh
письменный
.edu.ru/subject/3/
контроль
https://uchi.
ru/

15

его принадлежности к тому или иному
народу;
- понимать ценность многообразия
культурных
укладов
народов
Российской Федерации;
-характеризовать духовную культуру
всех народов России как общее
достояние
и
богатство
нашей
многонациональной Родины.
Итого по разделу:

8

Раздел 2. . «Человек и его отражение в культуре»

.1

2
«Человек
и
отражение в культуре»

его 6

0

0,5

- объяснять, как проявляется мораль и
нравственность через описание личных
качеств человека;
-осознавать,
какие
личностные
качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными
ценностями;
-понимать различия между этикой и
этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность
свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека,
его месту и роли в общественных
процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма
как ценности современной России и
его приоритет перед идеологией
индивидуализма;
понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;

устный
опрос,

http://scoolcollection.edu.ru

практи
ческая работа,
https://resh
письменный
.edu.ru/subject/3/
контроль
https://uchi.
ru/

16

- характеризовать процесс взросления
человека и его основные этапы, а
также потребности человека для
гармоничного
развития
и
существования на каждом из этапов;
обосновывать
важность
взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты
социальной изоляции;
-знать и уметь демонстрировать своё
понимание самостоятельности, её роли
в
развитии
личности,
во
взаимодействии с другими людьми.
характеризовать
нравственный
потенциал религии;
-уметь
обосновывать
важность
религиозных
моральных
и
нравственных
ценностей
для
современного общества.
Итого по разделу:

6

Раздел 3. «Человек как член общества»

.1

3
«Человек
общества»

как

член 10

0

0,5

- характеризовать важность труда и его
роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный
труд»
и
«экономическое
благополучие»;
- объяснять понятия «безделье»,
«лень»,
«тунеядство»;
понимать
важность
и
уметь
обосновать
необходимость их преодоления для
самого себя;
- оценивать общественные процессы в
области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать
значимость трудолюбия, трудовых

устный
опрос,

http://scoolcollection.edu.ru

практи
ческая работа,
https://resh
письменный
.edu.ru/subject/3/
контроль
https://uchi.
ru/

17

подвигов, социальной ответственности
за свой труд;
- объяснять важность труда и его
экономической стоимости;
знать
и
объяснять
понятия
«безделье», «лень», «тунеядство», с
одной стороны, и «трудолюбие»,
«подвиг труда», «ответственность», с
другой
стороны,
а
также
«общественная оценка труда».
- характеризовать понятия «подвиг»,
«героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне
и в мирное время;
уметь
доказывать
важность
героических примеров для жизни
общества;
- знать и называть героев современного
общества и исторических личностей;
характеризовать
понятие
«социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек
как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и
духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших
социальных групп в нравственном
состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры
из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить
нравственные основания социальной
взаимопомощи,
в
том
числе
благотворительности.
18

Итого по разделу:

10

Раздел 4. «Родина и патриотизм»
4
.1

«Родина и патриотизм»

8

0

1,5

- характеризовать понятия «Родина» и
«гражданство»,
объяснять
их
взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный
характер
патриотизма,
ценностей
гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать
нравственные качества гражданина.
характеризовать
понятие
«патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в
истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный
патриотизм через ориентированность
на ценности толерантности, уважения
к другим народам, их истории и
культуре;
- уметь обосновывать важность
патриотизма.
-характеризовать понятия «война» и
«мир»;
-доказывать важность сохранения мира
и согласия;
-обосновывать роль защиты Отечества,
её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести
Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный
подвиг»,
«честь»,
«доблесть»;
обосновывать их важность, приводить
примеры их проявлений.
характеризовать
грани

устный
опрос,

http://scoolcollection.edu.ru

практи
ческая работа,
https://resh
письменный
.edu.ru/subject/3/
контроль
https://uchi.
ru/

19

взаимодействия человека и культуры;
-уметь
описать
в
выбранном
направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый
произведениями культуры;
-показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки
понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры,
их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной
стороны.
8
Раздел 5. Обобщение
5

Повторение по курсу

2

Итого по разделу:

2

0 1

.1
Виды
деятельности
изученным разделам;

по

тестиро
http://scoolвание,
collection.edu.ru
письменный
контроль
https://resh
.edu.ru/subject/3/
https://uchi.
ru/

Общее количество часов:

34

0

4

20

Календарно-тематическое планирование.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы
5 класс (34 час.)

№
п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
Тема урока
Количество часов
всего Контрол Практич
ьные
еские
работы
работы
Раздел 1. Россия – наш общий дом 10 ч.

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1

0

0

устный опрос

2

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?
Наш дом — Россия

1

0

0

устный опрос

3

Язык и история

1

0

0

устный опрос

4

1

0

0

устный опрос

5

Русский
язык —
язык
общения
и
язык
возможностей
Истоки родной культуры

1

0

0

устный опрос

6

Материальная культура

1

0

0

устный опрос

7

Духовная культура

1

0

0

устный опрос

8

Культура и религия

1

0

0

устный опрос

9

Культура и образование

1

0

0

устный опрос

1

10

Многообразие
культур
1
0
0.5
России
(практическое
занятие)
Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.

устный опрос;
практическая
работа

Семья
–
хранитель
духовных ценностей

1

0

0

11

устный
опрос

12

Родина начинается с семьи

1

0

0

устный
опрос

13

Традиции
семейного
воспитания в России

1

0

0

устный
опрос

14

Образ семьи в культуре
народов России
Труд в истории семьи

1

0

0

1

0

0

Семья в современном мире
(практическое занятие)

1

0

0,5

устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос,
практич
еская работа

15
16

21

Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности
17
18
19

Личностьобщество
культура
Духовный мир человека.
Человек – творец культуры.
Личность
и
духовнонравственные ценности.

3 ч.

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0,5

устный опрос,
практическая
работа

Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

32

Историческая память
как духовно-нравственная
ценность
Литература как язык
культуры
Взаимовлияние
культур
Духовно-нравственные
ценности
российского
народа
Регионы
России:
культурное многообразие
Праздники в культуре
народов России
Памятники
архитектуры в культуре
народов России
Музыкальная культура
народов России
Изобразительное
искусство народов России
Фольклор и литература
народов России
Бытовые
традиции
народов
России:
пища,
одежда, дом (практическое
занятие)
Культурная
карта
России
(практическое
занятие)

1

0

0

устный
опрос

1

0

0

1

0

0

1

0

0

устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0,5

1

0

0,5

Единство страны
залог будущего России
Раздел 5. Обобщение 2 ч.

1

0

0

–

33

Повторение по курсу

1

0

0

34

Повторение по курсу

1

0

1

устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос,
практич
еская работа
устный
опрос,
практич
еская работа
устный
опрос
устный
опрос,
итоговый
контроль
устный
опрос,
итоговый
контроль
22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
Тема урока
Количество часов
п/п
всего Контрольн Практичес
ые работы
кие работы
Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1
2
3
4
5
6
7
8

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Мир культуры: его
структура
Культура
России:
многообразие регионов

1

0

0

устный опрос

1

0

0

История
быта
как
история культуры
Прогресс: технический
и социальный
Образование в культуре
народов России
Права и обязанности
человека
Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа
устный опрос;

1

0

0

устный опрос;

1

0

0

устный опрос;

1

0

0

устный опрос;

1

0

0

устный опрос;

1

0

0,5

устный опрос,
практическая
работа

Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.

9

Каким
должен
быть
человек?
Духовнонравственный облик и
идеал человека.

1

0

0

устный опрос;

10

Взросление человека в
культуре народов России
Религия как источник
нравственности

1

0

0

устный опрос;

1

0

0

12

Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа
устный опрос;

13

Этика и нравственность
как категории духовной
культуры

1

0

0

устный опрос;

14

Самопознание
(практическое занятие)

1

0

0,5

устный опрос;
практическая
работа

11

Раздел 3. Человек как член общества 10 ч.
15
16
17

Труд делает человека
человеком
Подвиг: как узнать
героя?
Люди в обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

23

18

Проблемы современного
общества как отражение
его духовно-нравственного
самосознания

1

0

0

устный опрос

19

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
Гуманизм
как
сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России
Социальные
профессии; их важность
для сохранения духовнонравственного
облика
общества
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся ученые
России
Моя профессия
(практическое занятие)

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0,5

устный опрос,
практическое
занятие

20

21

22

23
24

Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.

25

Гражданин

1

0

0

устный опрос

26

Патриотизм

1

0

0

устный опрос

27

Защита Родины: подвиг
или долг?
Государство . Россия –
наша Родина.
Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

0

0

устный опрос

1

0

0

устный опрос

1

0

0,5

устный опрос,
практическое
занятие

1

0

0,5

31

Человек:
какой
он?
(практическое занятие)

1

0

0,5

32

Человек и культура
( проект)

1

0

0

устный опрос,
практическое
занятие
устный опрос,
практическое
занятие
устный опрос

28
29

30

Раздел 5. Обобщение 2ч.

33
34

Итоговый
проект
«Что значит быть
человеком?»
Итоговое повторение
по курсу

1

0

0

устный опрос

1

0

1

устный опрос

24

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические
рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2.
Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение»,
2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О.
Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и
доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М.,
2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Российская электронная школа
2. https://resh.edu.ru/special-course/ Российская электронная школа. Большой набор
ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия,
методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без
регистрации. https://resh.edu.ru/
3. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа, интерактивные курсы по
основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические
вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать
ошибки
учеников,
выстраивает
их
индивидуальную
образовательную
траекторию. https://uchi.ru/
4.

«Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников
1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка
ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/

5. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу.
Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и
предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
6. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент
подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для
обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и
мессенджер. https://mob-edu.ru/
7. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к
ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и
развитии детей. https://foxford.ru/about
25

8.

«ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/

9. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс
располагается по адресу https://media.prosv.ru/
10. «Академкнига/Учебник» http://akademkniga.ru/

on-line

библиотека

учебной

литературы

сайт

11. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов.
https://русское-слово.рф/
12. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка».
https://biblioschool.ru/
13. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы,
инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления
знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебники
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Рабочая тетрадь

26

Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации
и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих
поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное
государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире духовно-нравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по
ОДНКНР
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за
собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;
27


активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в
процессе выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной
активности – тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
требований:
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
на
уроке;
выполнение
дополнительных
заданий
по
желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
на
уроке;
отсутствие
выполнения
дополнительных
заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня
духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке
качества образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные
работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и
взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных
ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных
ориентаций обучающихся .
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
результатов .

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».