3 6 2 1 2 9 58 531 8 Директору МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Котелкиной С.Ю. ПРОКУРАТУРА Белинского района Площадь Комсомольская, 5, г. Белинский, Пензенская область, 442250 / / с?& г&гз № ул. Ленина, д. 47, г. Белинский, Пензенская область, 442250 7 20 2023/Прдп79-23-20560008 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законов Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно эпидемиологического законодательства, а также требований о безопасности при эксплуатации зданий в деятельности МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского, входе которой выявлены нарушения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35) основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, для чего необходимо комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму. Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35 физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. АД № 0 1 7 3 6 9 Прокуратура Белинского района Пензенской области № 7-20-2023/Прдп79-23-20560008 2 Согласно статье 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Из содержания статьи 15 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что предупреждение терроризма предполагает реализацию определенных прав и исполнение обязанностей, а также ответственность, в том числе, хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им субъектов. Статьей 21 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрены основные меры по предупреждению (профилактике) терроризма, а именно: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму). В статье 5 Федерального закона № 35 закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливноэнергетического комплекса). Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту - Требования) регламентировано, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), 3 относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). Согласно п.п. «б» п. 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территориях), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта. В нарушение п.п. «б» п. 21 Требований в образовательном учреждении порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территориях), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта не разработан. В ходе проверки установлено, что в соответствии с паспортом безопасности, объекту присвоена четвертая категория опасности. Согласно п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; 4 ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Вместе с тем, проверкой установлено, что в образовательной организации в нарушение п.п. «ж», «и» п. 24 Требований: не проводится периодический обход и осмотр объектов (территории); не обеспечено исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц (калитка расположенная при входе на территорию образовательного учреждения не имеет запорного устройства и находится в открытом положении, что способствует свободному доступу посторонних лиц на территорию образовательной организации). Отдельными нарушениями требований санитарно - эпидемиологического законодательства сопровождается деятельность МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении 5 образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В части 7 статьи 28 Федерального закона № 273 указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273 предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно противоэпидемических и профилактических мероприятий. Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил 6 и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Согласно п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений. В нарушение п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-2 в помещении пищеблока повреждена внутренняя отделка стен и потолка (имеются локальные отслоения штукатурки), что не позволяет проводить ежедневную влажную уборку. Согласно п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) помещения, предназначенные для организации учебного процесса, оборудуются классными досками. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле. В нарушение п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 в 6 учебных классах доски не оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения. Кроме того, в учебном кабинете географии доска, для работы с которой используется.мел, не имеет темного антибликового покрытия. Согласно п. 2.6.5 СП 2.4.3648-20 холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения, в которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом, помещения для стирки белья, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов. В нарушение п. 2.6.5 СП 2.4.3648-20 туалеты в образовательной организации не оборудованы горячей водой, также горячей водой не оборудована умывальная перед обеденным залом. Согласно п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20 контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи, осуществляется организацией с помощью термометров. В нарушение п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20 в помещении учебного класса № 3 отсутствует термометр для контроля температуры воздуха. Согласно п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. 7 В нарушение п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 в учебных классах образовательной организации имеется 7 неисправных светильников, также в образовательной организации светильники имеют следы загрязнения (налет пыли). Согласно п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20 уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. При этом в нарушение п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20 в образовательной организации используется уборочный инвентарь без соответствующих маркировок. Отдельными нарушениями сопровождается деятельность учреждения при эксплуатации зданий. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-03 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженернотехнического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Частью 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Согласно ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. В соответствии с ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений. В ходе проведения проверки установлено, что контроль за техническим состоянием объекта (здания) МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского должным образом не осуществляется. Так, в нарушение ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в учреждении не определено лицо ответственное за эксплуатацию здания. В нарушение требований ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации осмотры, а также контрольные проверки зданий учебных корпусов не проводятся, журнал эксплуатации здания (сооружения) не ведется. Указанные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением ответственными должностными лицами образовательной организации своих должностных обязанностей, а также отсутствием контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя. Отсутствие должного контроля со стороны руководства повлекло за собой негативные последствия в виде нарушения требований законодательства в указанных сферах, что является недопустимым, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья обучающихся. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление при участии представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства и причин и условий, способствующих их совершению. 9 2. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к ответственности. 3. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора Белинского района. 4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Белинского района в установленный законом месячный срок в письменной форме. Прокурор района советник юстиции Н.С. Булаев 8 (84153) 2-05-67