Представление №23-20560008 от 11 сентября 2023 г

3 6 2 1 2 9 58 531 8

Директору
МОУ
СОШ
№
1
г. Белинского Пензенской области им.
В.Г. Белинского

ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Котелкиной С.Ю.

ПРОКУРАТУРА
Белинского района
Площадь Комсомольская, 5, г. Белинский,
Пензенская область, 442250

/ / с?& г&гз №

ул. Ленина, д. 47, г. Белинский,
Пензенская область, 442250

7 20 2023/Прдп79-23-20560008

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений законов
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований
законодательства
о
противодействии
терроризму,
санитарно
эпидемиологического законодательства, а также требований о безопасности
при эксплуатации зданий в деятельности МОУ СОШ № 1 г. Белинского
Пензенской области им. В.Г. Белинского, входе которой выявлены нарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3
«О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35)
основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и
защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет
защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической
опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической
деятельности;
системность и комплексное использование политических,
информационно-пропагандистских,
социально-экономических,
правовых,
специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер
предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий
проявлений терроризма, для чего необходимо комплексное использование
специальных и иных мер противодействия терроризму.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35 физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество
в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных
общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли,
выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов
(территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности
и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном
основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных
требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или
принадлежащих им на ином законном основании.

АД № 0 1 7 3 6 9

Прокуратура Белинского района Пензенской
области
№ 7-20-2023/Прдп79-23-20560008

2
Согласно статье 11 «Концепции противодействия терроризму в
Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации
05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия
терроризму
является
обеспечение
безопасности
граждан
и
антитеррористической
защищенности
потенциальных
объектов
террористических посягательств, в том числе критически важных объектов
инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания
людей.
Из содержания статьи 15 «Концепции противодействия терроризму
в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации
05.10.2009, следует, что предупреждение терроризма предполагает реализацию
определенных прав и исполнение обязанностей, а также ответственность, в том
числе,
хозяйствующих
субъектов
при
организации
мероприятий
по антитеррористической защищенности подведомственных им субъектов.
Статьей 21 «Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009,
предусмотрены основные меры по предупреждению (профилактике)
терроризма, а именно: организационно-технические (разработка и реализация
целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных
объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового
пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование
механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения
антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности
и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия
терроризму).
В статье 5 Федерального закона № 35 закреплено, что Правительство
Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий),
категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и
контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта
безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов
транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливноэнергетического комплекса).
Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об
утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов
(территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов
(территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения
Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов
(территорий)» (далее по тексту - Требования) регламентировано, что
настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения
организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по
обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),

3
относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской
Федерации (далее - объект (территория).
Согласно п.п. «б» п. 21 Требований минимизация возможных
последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах
(территориях) достигается, в том числе посредством разработки порядка
эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте
(территориях), в случае получения информации об угрозе совершения или о
совершении террористического акта.
В нарушение п.п. «б» п. 21 Требований в образовательном учреждении
порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на
объекте (территориях), в случае получения информации об угрозе совершения
или о совершении террористического акта не разработан.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с паспортом
безопасности, объекту присвоена четвертая категория опасности.
Согласно п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической
защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории
опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение
мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов
(территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами
безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел
Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями
вневедомственной охраны
войск национальной гвардии Российской
Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц,
находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об
угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и
осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных
сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской
Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб
по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и
управления
эвакуацией либо
автономными
системами
(средствами)
экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся
на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических
занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах
(территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при
угрозе совершения террористического акта;

4
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений,
систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая
проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории)
посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в
непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности,
обеспечивающих
защиту
от
несанкционированного
доступа
к
информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий,
содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и
иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении
подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении
информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов
на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении
чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб,
территориальных органов безопасности и территориальных органов
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
(подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами
безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск
национальной
гвардии
Российской
Федерации
(подразделениями
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской
Федерации).
Вместе с тем, проверкой установлено, что в образовательной организации
в нарушение п.п. «ж», «и» п. 24 Требований:
не проводится периодический обход и осмотр объектов (территории);
не обеспечено исключение бесконтрольного пребывания на объекте
(территории) посторонних лиц (калитка расположенная при входе на
территорию образовательного учреждения не имеет запорного устройства и
находится в открытом положении, что способствует свободному доступу
посторонних лиц на территорию образовательной организации).
Отдельными нарушениями требований санитарно - эпидемиологического
законодательства
сопровождается
деятельность
МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(далее - Федеральный закон № 273) образовательная организация обладает
автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении

5
образовательной, научной, административной, финансово-экономической
деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в
соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной
организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона
№ 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности
относятся:
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
федеральными
государственными
требованиями,
образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и
укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28
Федерального закона № 273, образовательная организация обязана
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об
образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания
обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в
соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье
обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона № 273 указано, что
образовательная организация несет ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или
ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с
учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и
здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона №
273 предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно­
противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические
лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том
числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных
лиц;
разрабатывать
и
проводить
санитарно­
противоэпидемические
(профилактические)
мероприятия;
обеспечивать
безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил

6
и
проведением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических)
мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно
п.
2.16
СанПиН
2.3/2.4.3590-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания
населения» утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20),
внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений
предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов,
позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и
дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.
В нарушение п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-2 в помещении пищеблока
повреждена внутренняя отделка стен и потолка (имеются локальные отслоения
штукатурки), что не позволяет проводить ежедневную влажную уборку.
Согласно п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) помещения,
предназначенные для организации учебного процесса, оборудуются классными
досками. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны
иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованы
дополнительными источниками искусственного освещения, направленного
непосредственно на рабочее поле.
В нарушение п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 в 6 учебных классах доски не
оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения.
Кроме того, в учебном кабинете географии доска, для работы с которой
используется.мел, не имеет темного антибликового покрытия.
Согласно п. 2.6.5 СП 2.4.3648-20 холодной и горячей водой
обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения, в
которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные,
комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом,
помещения
для
стирки
белья,
помещения
для
приготовления
дезинфицирующих растворов.
В нарушение п. 2.6.5 СП 2.4.3648-20 туалеты в образовательной
организации не оборудованы горячей водой, также горячей водой не
оборудована умывальная перед обеденным залом.
Согласно п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20 контроль температуры воздуха во всех
помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи,
осуществляется организацией с помощью термометров.
В нарушение п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20 в помещении учебного класса № 3
отсутствует термометр для контроля температуры воздуха.
Согласно п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 все источники искусственного
освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать
следы загрязнений.

7
В нарушение п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 в учебных классах образовательной
организации имеется 7 неисправных светильников, также в образовательной
организации светильники имеют следы загрязнения (налет пыли).
Согласно п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20 уборочный инвентарь маркируется в
зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки
туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого
инвентаря.
При этом в нарушение п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20 в образовательной
организации используется уборочный инвентарь без соответствующих
маркировок.
Отдельными нарушениями сопровождается деятельность учреждения при
эксплуатации зданий.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-03 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе
эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания,
периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга
состояния основания, строительных конструкций и систем инженернотехнического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или
сооружения.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса
Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений
в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание
зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий,
сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий,
сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений
путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или)
мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем
инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического
обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик
надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и
соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов,
проектной документации.
Частью 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что периодичность, состав подлежащих выполнению работ по
техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического
состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры)
должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами
контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для
каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства,
реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Согласно ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской
Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным
за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии с ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской
Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано
вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о
датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или)
мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей
инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического
обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому
обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания,
сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами
исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе
эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих
нарушений.
В ходе проведения проверки установлено, что контроль за техническим
состоянием объекта (здания) МОУ СОШ № 1 г. Белинского Пензенской
области им. В.Г. Белинского должным образом не осуществляется.
Так, в нарушение ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской
Федерации в учреждении не определено лицо ответственное за эксплуатацию
здания.
В нарушение требований ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса
Российской Федерации осмотры, а также контрольные проверки зданий
учебных корпусов не проводятся, журнал эксплуатации здания (сооружения) не
ведется.
Указанные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим
исполнением ответственными должностными лицами образовательной
организации своих должностных обязанностей, а также отсутствием контроля
за деятельностью подчиненных со стороны руководителя.
Отсутствие должного контроля со стороны руководства повлекло за
собой негативные последствия в виде нарушения требований законодательства
в указанных сферах, что является недопустимым, поскольку создает угрозу для
жизни и здоровья обучающихся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона
РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1.
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление при участии
представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению
нарушений законодательства и причин и условий, способствующих их
совершению.

9
2. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных
нарушениях, к ответственности.
3. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора
Белинского района.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах
сообщить в прокуратуру Белинского района в установленный законом
месячный срок в письменной форме.

Прокурор района
советник юстиции

Н.С. Булаев 8 (84153) 2-05-67


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».