Отчет о результатах самообследования 2023 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Утверждаю:
Директор школы
С.Ю. Котелкина
Приказ №293 от 29.12.2023 г.

Одобрено педагогическим
советом школы
Протокол № 4 от 29. 12.2023 г.

ОТЧЕТ
о результатах самообследования
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича Белинского

2023 год

1

«Результаты, которые ты получаешь, находятся в
прямой зависимости от усилий, которые ты
прикладываешь»
Денис Волтли.

1. Общие сведения об образовательном учреждении.
1.1. Наименование образовательного учреждения:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Белинского Пензенской области имени Виссариона
Григорьевича Белинского___________
442250, Пензенская область, г. Белинский,
1.2. Юридический адрес, телефон:
ул. Ленина, 47, т. (84153) 2-11-74_________________________
1.3. Учредитель образовательного учреждения:
отдел образования администрации________ Белинского
района Пензенской области________________
1.4.Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение
1.5. Тип образовательного учреждения:
общеобразовательное учреждение
1.6 Вид образовательного учреждения:
средняя общеобразовательная школа
1.7. Лицензия серии 58Л01 № 0000624, регистрационный № 11809
от «29» февраля 2016 г.,
выдана Министерством образования Пензенской области бессрочная._________________
,
(наименование органа управления образованием, выдавшего лицензию)

ФИО.

Дата
рожде
ния

Образование
(какое
образовательное
учреждение
окончил и когда)

Преподавае
мый
предмет
(если есть)

Стаж
общий и
руководи
-теля

Квалифика
ционная
категория
рук/предмет

Котелкина
Светлана
Юрьевна

13.01.
1978

Физика,
математика

21/2

-/высшая

442250,
Пензенская
область,
г.Белинский
ул.Пензенская,
24

Кандрина
Светлана
Николаевна

26.02.
1971

Высшее,
Пензенский
государственный
педагогический
университет им.
В.Г. Белинского,
учитель физики и
математики,
диплом серии ДВС
№ 1552526 выдан
05.07.2002 г.
Высшее,
Пензенский
Государственный
педагогический
институт им.
В.Г. Белинского,
учитель
французского и
немецкого языков,
диплом серии ШВ
№008177 выдан
05.07.1993 г.

Немецкий
язык

30/5

-/ высшая

442250,
Пензенская
область,
Белинский район,
д. Сяськино, ул.
Фабричная, д.31

2

Государст
венные
(ведомств
енные)
награды

Домашний
адрес,
телефон

Абапольникова
Галина
Михайловна

01.01.
1968

Высшее,
Пензенский
государственный
педагогический
институт им.
В.Г. Белинского,
учитель русского
языка и
литературы,
диплом серии УВ
№345313 выдан
1990г.

Русский
язык,
литература

31/15

Нагрудн
ый знак
«Почетн
ый
работник
общего
образова
ния
Российск
ой
Федерац
ии»

-/высшая

442250,
Пензенская
область, г .
Белинский
ул.
Московская,
д.1

1.8 Свидетельство о государственной аккредитации
№ 6465 от «24» февраля 2022 г. ,________
Действительно бессрочно.
Министерство образования и науки Пензенской области______________________________________
(наименование органа управления образованием, выдавшего свидетельство государственной аккредитации)

1.9. Сведения об администрации образовательного учреждения
1.10.Сведения о здании (помещении):

типовое, приспособленное (указать)

1.11.0ценка состояния здания, помещения:
1.12.ИНН учреждения:

удовлетворительное (дать реальную оценку)

5810004517

1.13.ОГРН (13-значный): 1025801069458

2. Образовательные программы учреждения.
2.1.Сведения о реализуемых образовательных программах (по приложению к лицензии)
Общая численность обучающихся в 2022-2023 году – 481 человек.
Количество иностранных обучающихся в 2022-2023 году – 0 человек.
Наименование
образовательных
программ
Начальное общее
1
образование
Основное общее
2
образование
3 Среднее общее
образование
4 Программы

Уровень,

№

дополнительного
образования детей
следующих
направленностей: физкультурноспортивная;
- художественноэстетитеческая;
- туристскокраеведческая

направленность

Сроки
освоения/классы

общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(основная)
общеобразовательная
(дополнительная)

4/1-4
5/5-9
2/10-11

1-3 года
1-3 года
1-3 года

2.2 Структура воспитательной работы в учреждении
учреждением

самостоятельно)

3

Количество
классов

Количество
обучающихся

8

208

10

244

2

6

29

239
81
85

(примерная, выстраивается образовательным

Заместитель директора
по воспитательной
работе

Психологическая

Социальный

служба

педагог
«ШАНС»

Классный
руководитель

Ученик

Дополнительное

«ЛУЧ»

Активы классов

Внешкольные
учреждения

2.3 Дополнительные
образовательный услуги
 платные - нет
 бесплатные - кружки по интересам (баскетбол; волейбол (2 группы); настольный теннис,
аэробика, туристско -краеведческий, танцевальный, шахматы; переплетное дело, юный стрелок.

3. Сведения об учащихся ОУ
Классы
Кол-во
классов
Число уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

53

59

43

53

54

53

36

46

55

19

11

4. Сохранение контингента учащихся.
Мониторинг выбытия обучающихся в образовательные учреждения в пределах города и за его
пределами.

Число обучающихся в
начале учебного года
всего выбыли в другие ОУ
выбыли в другие ОУ в
пределах города
выбыли в
По причине
ОУ за
пределы смены
местожительства
города

2020 – 2021 уч.
год
448
Чел.
5
2

%
0,6

1
4

0,4
0,2

2021 – 2022 уч. год 2022-2023 уч. год
461
479

0,4

Чел.
10
5

%
2,1

5

1,1
1,1

1,1

5

Мониторинг прибытия обучающихся

4

Выбыло за три года

Чел.
9
5

%
1,8
1,04

Чел.
14
9

4
4

0,8
0,8

10
14

2020-2021 уч. год

2021-2022 уч. год

Чел.

%

Чел.

5

0,6

6

2022-2023 уч. год

Прибыло за три года
Всего
прибыли

-

Чел.

%

1

0,6

10

0,2

5

1,1

5

%

Чел.

2,07

21

1,03

6

Из ОУ города
5

Из ОУ вне города

0,6

5

1,3

15

Численность обучающихся и социальный статус их семей
На начало нового 2022-2023 учебного года в школе насчитывалось 479 учащихся. В основном это дети из
микрорайона школы. В рамках национального проекта «Качественное образование» в школу привозят
учащихся из сельских школ, которые были закрыты. Обучение в школе трёхступенчатое.

Динамика численности учащихся за три года
Годы

2020-2021уч.год

2021-2022уч.год

2022-2023уч.год

Количество классов
комплектов

20

20

20

448

461

479

Количество
учащихся

Основная часть учащихся - дети из полных семей, но имеются школьники из неблагополучных и неполных
семей.

23

72
11
5
0
дети из многодетных семей

дети из неблагополучных семей

ПДН

дети матерей-одиночек

группы риска

5. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности.
В работе с обучающимися школа руководствуется Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации», типовым положением об общеобразовательном учреждении,
Уставом
школы,
методическими письмами и
рекомендациями Министерства образования и науки, приказами и
рекомендационными письмами Департамента общего образования Пензенской области и отдела

5

образования администрации Белинского района, внутренними приказами, в которых определен круг
регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Перечень и
содержание локальных актов соответствует Уставу школы и законодательству Российской Федерации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной, включающей
внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной
программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального
общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения
отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований,
определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей
приведены в таблице:

1

Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение

2

Иностранный

№п/п

Основные задачи реализации содержания

язык

3

Математика
информатика

и

4

Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир)

5

Основы религиозных

культур и светской

Формирование первоначальных представлений о русском языке как
государственном языке Российской Федерации, как средстве общения
людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений
о компьютерной грамотности.
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической
культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных

6

этики
6

7

8

9

представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Искусство
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Физическая
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
культура
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Родной
язык
и Формирование первоначальных представлений о единстве и
литературное чтение многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
на родном языке
как основе национального самосознания. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Согласно требованиям ФГОС,
для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на
реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 675 часов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3345 час (обязательная часть -2676 часов;
часть, формируемая участниками образовательного процесса - 669 часов).
Продолжительность учебной недели для учащихся 1 классов составляет 5 дней, 2-4 классов - 6 дней.
Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом - 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут во втором
полугодии; во 2-4 классах - 45 минут.

Учебный план основного общего образования для 5-9 классов в 2022-2023
учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
7

реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей и учебных предметов по классам (годам обучения).
Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями.
Инвариантная часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов,
что гарантирует выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с
минимумом содержания образования. Региональный компонент плана отражает
региональное своеобразие природы, истории, культуры и экономики края.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
-родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
-иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
- общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание,
география);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 5 – 9 классах представлена:
 учебными предметами «Русский язык» (по 4 часа в 5классе, 2 часа в 6-8 классах, 1 час
в 9 классе),
 «Иностранный язык» (по 1 часу в 5-9 классах),
 «Обществознание» (1 час в 5 классе),
 «Математика» ( 2 часа в 5, 7-9 классах, , 3 часа в 6 классе,
 «География» (по 0,5 часу в 6классе, по 1 часу в 7-9 классах),
 «Биология» (по 0,5 часу в 6 классе, по 1 часу в 7-9 классах),
 «Физика» (1 час в 7-9 классах),
 «Изобразительное искусство» (0,5 часа в 8 классе),
 «Музыка» (0,5 часа в 8 классе)
для усиления обязательной части в предметных областях «Искусство», «Общественнонаучные предметы» и «Естественнонаучные предметы», в том числе для выполнения
требований ФГОС ООО;
 курсом «География Пензенской области» (0,5 часа в 8 классах,
 «История родного края» (0,5 часа в 8 классах) для изучения региональных,
национальных и этнокультурных особенностей нашего региона;
 курсом «Финансовая грамотность» (по 1 часу в 5 х классах) для обеспечения интересов
обучающихся, в 5-х классах.
 Для усиления технологической направленности вводится дополнительный 1 час
технологии в 5-7 классах. Курс «Экология. Экология Пензенского края» изучается
интегрировано в 9 классе.

8

Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848 часов.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по
основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивнооздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования ФОК,
ДДТ, Школа Искусств.
Учебный план школы для учащихся, занимающихся по ФГОС СОО
В связи с тем, что школа является общеобразовательной, учебный план направлен на
реализацию следующих целей: обеспечение общего образования для каждого учащегося на
уровне требований государственного стандарта и выше; формирование общеучебных
умений и навыков на уровне, достаточном для продолжения образования и самообразования;
создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их индивидуальными
способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и
социального здоровья.
Для реализации поставленных целей в школе созданы и функционируют профильные
классы (10 социально-экономический профиль, 11 – технологический профиль).
Учебный план школы для учащихся, занимающихся по ФГОС СОО, представлен:
Инвариантной частью, которая гарантирует овладение выпускниками школы
необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности
продолжения образования. Содержание образования, определенное инвариантной частью,
обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым
ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств,
соответствующих требованиям стандарта.
В среднем звене предмет математика представлен предметами: математика;
предметная область Естественные науки представлена предметами: физика, химия,
биология, астрономия, экология.
Вариативной частью, реализующей региональный и школьный компоненты.
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности,
образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную
часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, используется для
увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию
9

курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение,
субъект РФ.
Региональный компонент учитывает интересы учащихся и наполняется предметами
и учебными курсами, отражающими региональное своеобразие природы, истории и
культуры Пензенской области как субъекта Российской Федерации.
В старшем звене региональный компонент представлен следующими предметами:
- Астрономия (11 класс – 1 час в неделю).
Ряд предметов регионального компонента изучается интегрировано.
- основы местного самоуправления (0,5 часа в 10 классе) в курсе обществознания;
экология и экология Пензенского края.
Школьный компонент (обязательные, факультативные занятия) отражает
специфику школы как образовательного учреждения, учитывает личностные особенности,
интересы и склонности школьников, а также служит для расширения и углубления знаний
по предметам, относящимся к федеральному компоненту. Это обусловлено большим
объемом программного материала и последующей подготовкой к ГИА.
В старшем звене компонент образовательного учреждения представлен следующими
предметами:
- русский язык (по 1 часу в неделю в 10 классе социально-экономического, в 11классе
технологического профиля);
литература (по 0,5 часу в неделю в 10 классе социально-экономического, 1,5 часа в
11классе технологического профиля);
родная литература по 0,5 часа в 10 классе социально-экономического, в 11 классе
технологического профиля;
родной язык (по 0,5 часу в неделю в 10 классе социально-экономического, 0,5 часа в
11классе технологического профиля);
иностранный язык ( 1 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 1 час в
11классе технологического профиля);
математика ( 4 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 2 часа в 11классе
технологического профиля);
информатика ( 1 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 2 часа в
11классе технологического профиля);
физика (2 часа в неделю в 10 классе социально-экономического, 1 час в 11классе
технологического профиля);
биология (1 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 1 час в 11классе
технологического профиля);
химия (2 час в неделю в 10 классе социально-экономического профиля;
география ( 1 час в 11классе технологического профиля);
физическая культура (1 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 1 час в
11классе технологического профиля);
индивидуальный
проект (1 час в неделю в 10 классе социально-экономического, 1
час в 11классе технологического профиля);
- курсы внеурочной деятельности, позволяющие школьникам развить интерес к тому
или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия (по 3-4 часа в неделю
в 10-11 классах).
- Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения в школе
соответствует предельно допустимой учебной нагрузке учащихся.
- Число часов на вариативную часть определено для шестидневной учебной недели.
10

- При проведении занятий по иностранному языку, информатике, физической
культуре (10 - 11 классы) осуществляется деление классов на группы при наполняемости 25
человек и более.
Сравнительный анализ успеваемости (за 5 лет).
Обучалось учащихся
Всего
Не получили аттестат:
об основном образовании
о среднем образовании
Окончили школу с медалью
Окончили основную школу с
отличием
Окончили на «отлично» по 211 классам
Окончили на «хорошо» и
«отлично»

2018-2019
год

2019-2020
год

2020-2021
год

2021-2022
год

2022-2023
год

417
-

431
-

449
-

461
-

481
-

4

2

3

-

8

3

1

1

2

45
(10,8%)
119
(28,5%)

45
(10,4%)
146
(36,6)

42
(9,35)
136
(30,5)

2

34
(7,3%)

33 (6,86)

140
(30,3%)

186
(38,6)

Таблица результатов итоговой успеваемости выпускников начальной школы за три года.
Учебный год
2020-2021
2021-2022
2022-2023

Количество
выпускников
51
53
53

На
«отлично» На
«хорошо» % качества
кол-во, %
кол-во, %
знаний
5/9,8
13/25,4
18/43,1
6/11,3
25/47,1
31/57,1
10/18,8
15/28,3
25/47,1

Неуспевающие,
кол-во, %
-

-

Таблица результатов итоговой аттестации выпускников 4 класса
(за три года)
Предмет
Литературное чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Учебный
год
2020-2021
2021-2022
2022-2023

Кол-во
51
54
52

5
%
33 68,4
35 64,8
32 61,5

2020-2021

51

7

2021-2022

54

8

2022-2023

52

12 23,07

2020-2021

51

8

2021-2022

54

2022-2023
2020-2021

52

14 25,9
16 30,7
22 49,1

2021-2022

54

2022-2023

52

51

12,2
14,8
14,03

30 55,5
24 50,0

11

Оценки
4
%
3
22,8
13
5
31,4
17
2
28,8
15
4
15
29 56,1

%
8,7
3,7
7,7

2
-

%
-

31,6

-

-

-

-

21 40,4

20 37,03
19 36,5

-

-

33 57,8
29 53,7

15 26,3
11 20,3

-

-

-

-

22 42,3
25 43,8

14 26,9
4 7,01

-

-

-

-

19 35,1
22 42,3

5

9,2

-

-

6

11,5

-

27 50,0

Таблица результатов итоговой успеваемости выпускников основной школы
(за три года)
кол-во

Учебный год

выпускников
42
36
55

2020-2021
2021-2022
2022-2023

на «хорошо» и
«отлично»
7 (23,3%)
12 (33,3%)
15 (27,27)

на «отлично»
2 (13,3%)
1(2,7%)
4 (7,27 )

% качества
знаний
33,0
36,1
34,5

не получили
аттестата
-

Результаты итоговой аттестации за курс основной школы:
В 2022-2023 учебном году учащиеся девятых классов сдавали выпускные экзамены в форме ОГЭ.
Результаты экзаменов (с учетом пересдачи) следующие:
Предмет

Оценка

Количество учащихся

«5»

«4»
23
20

Математика

54

7

Русский язык

54

12

Физика

3

География

13

Химия

4

Биология

3
2
2

Информатика

7
38

Обществознание

38

2
1

5

1

История

«3»
24

«2»
-

22

-

3

-

-

5

5

-

2
5
2

-

-

34

-

4

33

-

2

2

-

-

Одна выпускница (Майхровская Татьяна – гражданка ДНР), прибывшая в МОУ СОШ №1 г. Белинского
в ноябре 2022-2023 уч. года не сдавала экзамены в форме ОГЭ. Она получила аттестат по итогам
промежуточной аттестации.
Таблица итоговой успеваемости выпускников
средней школы (за три года)
Количество

Медалисты

выпускников
2020-2021
2021-2022
2022-2023

9
13
11

2 (28,6%)
3 (23,1%)
-

на
«отлично»
колич., %
2 (28,6%)
3 (23,1%)
1

12

на «4» и «5»
колич, %
2 (28,6%)
6 (46,1%)
7

качество
знаний %
57,1
69,2%
72,72%

не
аттестовано
-

Результаты ЕГЭ в 2022-2023 учебном году.
Предмет

Русский язык
Математика
(профильная)
Математика
(базовая)
Информатика
История России
Обществознание
Биология
Химия
Физика
Иностранный
язык (немецкий)

Колво
уч-ся

Мин
кол-во
баллов

До мин
кол-ва
баллов

До 50
баллов

До 70
баллов

Свыше 70
баллов

11
3

36
27

-

1

7
-

2
4

8

3

«2»
2
-

«3»
1
2
2
1

«4»
3
1
2
2
-

«5»
5
1
2
2
-

1
1
3
6
2
1
1

40
32
42
36
36
36
22

Средний балл
20202021

20212022

20222023

62,4

71,6

69,45

63,3

73

64

4,6

4,6

64,6
58,1
63,5
62,3
61,1
59,2

69
85,5
76,7
59
88
59,2

4,6
51
78
77,0
37,3
41,3
55

-

-

24

Результаты участия учащихся в ВсОШ (за три года).
Город(район)

Учебный год
2019-2020
2020-2021
2021-2022
2022-2023

Область
Занято призовых мест

I

II

III

17
8
3
3

6
7
8
7

11
6
7
6

I

II

III

I

Россия

II

Всего

III
23
21
18
16

Кадровый потенциал образовательного учреждения.

Всего педагогических работников - 37 / 100%, в том числе совместителей - 3/ 8,1%.
Укомплектованность штатов: % (по лицензии) общая - 85,5%, штатных педагогических
работников - 95%
Уровень образования педагогических работников.
Высшее образование (в том
числе
педагогическое) чел/%
Штатные
работники
Совместители
Всего:

Кандидатов и
Среднее
профессиональное (в том докторов наук чел / %
числе педагогическое) чел/%

33 / 89,1%

4 / 10,9%

-

2/ 5,4%
35/ 94,5%

1/ 2,7%
5 / 13,5%

-

13

Уровень квалификации педагогических работников

Штатные
работники
Совмести

Высшая
квалификац
ионная
категория
чел/%

Первая
квалификацио
нная категория
чел/%

22 / 51,3%

7/ 18,9%

8 / 5,4%

2 / 5,4%

-

-

9/ 24,3%

8 / 5,4%

17/45,9%

-

тели
Всего:

22 / 51,3%

Соответствие
занимаемой
должности

Государствен
ные награды

17 / 45,9%

Ведомстве
нные
награды

32 / 86,4%
32 /86,4%

Возраст педагогических работников
до 2 лет
чел/%
Штатные
работники
Совместители
Всего:

от 2 до 5 лет от 5 до 10 лет
чел/%
чел/%

2/ 5,4%

1/ 2,7%

2/ 5,4%

1/ 2,5%

свыше 20 лет
от 10 до 20
чел/%
лет чел/%

Средний
педстаж

2/10,3%

12/32,4%

20/51,3%

25 лет

2/10,3%

2/5,5%
14/35,8%

2/ 5,5%
19/54,0%

24 года
25 лет

Учебная нагрузка педагогических работников

•

менее 18 часов в неделю 0 чел.

•

18 часов в неделю 2 чел.

•

от 19 до 26 часов в неделю 20 чел.

•

27 часов в неделю и выше 4 чел.

•

средняя нагрузка по образовательному учреждению 22,5 часа.
В течение года аттестовано 4 педагогических работника.
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за
последние 3 года 37 человек - 100% от общего числа.
Воспитательная работа.

Главной целью воспитательной работы школы в 2022-2023 учебном году являлось
воспитание – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее страны, укорененного в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В начале августа разработана и утверждена Программа воспитания, которая
представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ,
дающий представление о направлениях и содержании воспитательной работы МОУ СОШ
№ 1 г. Белинского Пензенской области им. В. Г. Белинского.
В центре рабочей программы воспитания находилось личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
Пензенской области, России. Таким образом, одним из результатов реализации программы
14

является приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в обществе.
Вся воспитательная работа за 2022-2023 учебный год проводилась согласно
инвариантным и вариативным модулям:
-Урочная

деятельность
-Внеурочная деятельность
-Классное руководство
-Основные школьные дела
-Внешкольные мероприятия
-Организация предметно-эстетической среды
-Взаимодействие с родителями (законными представителями)
-Самоуправление
-Профилактика и безопасность
-Социальное партнёрство
-Профориентация
-Детские общественные объединения
-Экскурсии, экспедиции, походы
-Спорт и здоровый образ жизни
МОДУЛЬ «ОСНОВНЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА»
Праздничное украшение кабинетов к 1 сентября, проведение общешкольной линейки,
далее поведение Всероссийского открытого урока «ОБЖ» с приглашением сотрудников
МЧС и отдела безопасности. Организован День солидарности в борьбе с терроризмом» с
демонстрацией презентаций и видеофильмов «Мы помним...» во всех классах. Все классы
активно приняли участие в акции «Дети Беслана», в экологической акции «Сохраним
природу Пензенского края». В течение акции были проведены следующие добровольческие
мероприятия под девизом «Добро нести – Добру учиться!»:
1. Посадка деревьев и субботники по благоустройству пришкольной территории;
2. Спортивная акция по пропаганде ЗОЖ «Здоровым быть модно!»;
3. Акция «Молодежь против наркотиков!» с раздачей флаеров социальной
направленности;
4. «Мы вас любим, мы вами гордимся!», патронаж ветеранов и раздача подарков.
5. Прошли мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню народного единства 4 ноября.
Мероприятия по антитеррористической и пожарной безопасности, по профилактике
дорожно-транспортного травматизма школьников в рамках акции «Внимание, дети!» (в
сентябре и в мае).
6. Экологические акции «Чистый берег», «Чистый родник», «Чистый город», «Чистый
парк».
7. Трудовые акции «Помоги ветерану», изготовление игрушек для детского сада № 4.
8. Акции по благоустройству памятников.
В рамках весенней недели добра организованы и проведены серии добровольческих
мероприятий с участием школьников добровольческих отрядов Движение первых,
Юнармия, экологи:
 Проведение Уроков добра.
 Проведение экологических акций: по посадке зеленых насаждений и
благоустройству пришкольной территории, «Каждой пичужке-кормушка»,
«Покормите птиц!» (изготовление скворечников).
 Проведение акции «Разделяй с нами» для тех, кто хочет внести свой вклад в решение
мусорной проблемы в России через простые, доступные многим действия.
 Проведение акции «Я помню! Я горжусь!».
15



Классные встречи с участниками военных событий и локальных воин с рассказами
об их участии.
 Проведение акции «Мы вместе!» (организация бесед по профилактике наркомании,
алкоголизма, табакокурения, заболевание ВИЧ-инфекции; распространение
информационных, рекламных и методических материалов по здоровому образу
жизни; организация и проведение мероприятий, уличных акций для населения).
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма 22 апреля 2023
года руководитель отряда «ЮИД» Козина Е.С. совместно с инспектором ГИБДД
Тараскиной Ю.С. провели для учащихся 1-4-х классов занятия по правилам дорожной
безопасности и безопасному поведению на дороге. Во время занятия детям рассказали о
возможных опасных ситуациях, которые могут возникать на дороге, и как их можно
избежать при переходе проезжей части, напомнили о правильном применении
световозвращающих элементов в тёмное время суток, езде на велосипедах и роликах.
Особое внимание было уделено правильному использованию ремней безопасности и
детских удерживающих устройств.
Такая комплексная работа помогает более эффективно прививать нашим детям культуру
поведения на дорогах, что в свою очередь минимизирует уровень детского дорожнотранспортного травматизма.
Проводились тренировочные эвакуации сотрудников и учащихся в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций 8 сентября и 28 апреля. Изданы приказы,
составлены планы и акты по итогам проведения учебной эвакуации.
В сентябре-октябре проводился месячник Безопасности. В ходе месячника были
проведены разные по форме мероприятия, в которых приняли участие все учащиеся школы,
педагоги и родители. На уроках ОБЖ учащиеся 8-9 классов получили необходимую
теоретическую информацию о возможных угрозах и правилах безопасного поведения, а так
же были проведены практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.
В ноябре проводился месячник правового воспитания школьников. В рамках, которого
проводились профилактические беседы с инспектором ПДН Лямкиной Н.А.
Приняли активное участие во Всероссийской акции «Крылья ангела», посвященной Дню
матери. В школе прошел конкурс лучших работ учащихся: стенгазет, поделок, творческих
работ, посвященных празднику «Мамам посвящается»
В декабре прошли мероприятия, посвященные Международному Дню борьбы с
коррупцией (классные часы, уроки мужества, конкурсы стенгазет и рисунков, сочинений).
Учащиеся 1 и 8 классов награждены грамотами за участие в районном конкурсе «Мы
против коррупции!».
Проводились мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ (классные часы, уроки
мужества), ко Дню прав человека: единый урок «Права человека».
19 января заместитель директора по ВР Абапольникова Г.М. и учитель ОБЖ Ларин А.
В. провели инструктаж по действиям персонала и учащихся при возникновении ЧС для
педагогов, ознакомили с алгоритмом действий учителя при возникновении (угрозе
возникновения) чрезвычайной ситуации в здании школы, напомнили основные правила при
использовании первичных средств пожаротушения и правила поведения при эвакуации в
случае пожара в здании школы.
Учащиеся школы приняли участие в акциях «Блокадный хлеб», «Неделя памяти
жертв Холокоста».
Организованные акции дали возможность учащимся увидеть и
осознать все ужасы ВОВ, а самое страшное, что участниками этих страшных событий были
и дети.
В рамках Месячника военно-спортивной работы были проведены Уроки Мужества,
конкурсы стенгазет и рисунков, конкурс чтецов, встречи с ветеранами войны и труда.
Участие в акциях:
 Возложение цветов к обелиску, погибшим воинам в ВОВ.
 «Поздравление ветеранов»
16

Онлайн акция #Мой Защитник Отечества
Показ патриотических фильмов
Библиотечные уроки
23 февраля отмечается всенародный День защитников Отечества. Это праздник
доблести, мужества, чести и любви в Родине. Накануне этого события, в школе прошли
мероприятия, посвящённые этому празднику в рамках Всероссийской акции "День героев".
17 февраля прошел конкурс стихов на военную тематику, посвященный Дню
защитника Отечества.
В рамках Месячника военно-патриотической работы в старших классах пошел
конкурс «А ну-ка, мальчики!», конкурс строевой песни.
В Центре военно-патриотического воспитания были проведены Уроки мужества
«Жизнь за веру отдавший», «Помнить – значит жить», «Помнить – значит делать». В мае
был проведен Урок Мужества «Герои нашего времени», посвящённый подвигу одного из
наших земляков, погибшего при исполнении воинского долга на Украине – Тарасова
Евгения. Это Человек, для которого долг, честь, патриотизм, подвиг, герой – не просто
слова. Учащиеся подготовили видеоролик «Zанаших».
В этом году обучающиеся школы приняли активное участие в региональном проекте
«Пенза – город трудовой доблести».
В соответствии с планом воспитательной работы школы и с целью развития
творческих способностей обучающихся, с 3-8 марта 2023 года в школе проведены
праздничные мероприятия, посвященные празднику весны, 8 Марта.
С 3 по 8 марта 2023 года учащиеся принимали участие в акциях:
«Завтрак для Любимых» (приготовить завтрак для своих любимых женщин: мам,
бабушек, сестер и т.д.);
«Классные встречи».
С 2-4.03.2023 г. во всех классах проведены: классные часы; оформлен тематический
стенд; конкурсы стенгазет, рисунков и проектных работ; конкурс чтецов.
С 14 по 18 марта 2023 года в школе прошла Неделя ЗОЖ. Основной целью недели было
формирования навыков здорового образа жизни, пропаганды ответственного отношения к
своему здоровью, осуществления профилактических мероприятий, направленных на
формирование негативного отношения к асоциальному поведению. В период проведения
акции в школе проведен цикл мероприятий разнопланового характера:
 лекции по духовно-нравственному воспитанию с учащимся 5-9-х классов на тему
«Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма»;
 профилактические беседы с учащимися 5-9-х классов инспектором ПДН Лямкиной
Н.А.
 классные часы;
 конкурс плакатов и рисунков;
 спортивные мероприятия;
 родительские собрания «Профилактика наркомании, токсикомании «Внимание,
родители, зло рядом!»
 акция «Сообщи, где торгуют смертью».




МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Составлены планы ВР во всех классах за 2022-2023 учебный год, оформлены
социальные паспорта класса, на основании которых составлен социальный паспорт школы.
Утвержден список учащихся для занятий в кружках. Поданы заявки на все классы в
Навигаторе.
Подготовлены и проведены классные часы по темам:
 Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
 «День солидарности в борьбе с терроризмом»
 «Дни белых журавлей»
17

«Международный день распространения грамотности»
«День памяти жертв фашизма»
Проведение инструктажа с учащимися по профилактике коронавирусной инфекции
COVID -19
 Неделя пожарной антитеррористической безопасности
 «День народного единства»
 Неделя дорожной безопасности
 Уроки безопасности
 День учителя
 Мероприятия по экологическому воспитанию, по профилактике ПДД, по
профилактике противодействия идеологии терроризма среди несовершеннолетних,
по профилактике правонарушений несовершеннолетними
 «День правовой помощи детям»
 «День Неизвестного солдата»
 «День Героев Отечества»
 «День прав человека»
 «День Конституции»
 Акция «Волшебство Новогодней поры»
 Акция «Блокадный хлеб»
 Акция «Неделя памяти»
 «День птиц»
 День космонавтики.
 «Вахта памяти»
 Акции по военно-патриотическому воспитанию в рамках Плана мероприятий,
посвященных 78-й годовщине Победы посвященные
 Акции, посвященные 101-летию Пионерской организации
Классными руководителями проводилась работа с учителями-предметниками по
вопросу успеваемости учащихся, родителям неуспевающих и слабоуспевающих учащихся
высланы уведомления по успеваемости детей, с выпиской оценок. Проводилась
индивидуальная работа по повышению успеваемости учащихся. В начале октября провели
акцию «Забота» (оказание помощи своим бабушкам и дедушкам). Перед каникулами
проведен инструктаж с учащимися по ПБ, ПДД. Сданы отчёты по внеурочной занятости
учащихся.
МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»
В сентябре во всех классах прошли выборы активов, распределены обязанности. В
школе создан Ученический совет, в состав которого вошли старосты 4-11-х классов.
Ученическим советом проведена следующая работа:
1. Учебная комиссия: проводились рейды по проверке учебников, тетрадей, дневников.
2. Санитарная комиссия: проводились рейды по проверке внешнего вида учащихся.
3. Редколлегия: Оформлялись классные уголки.
4. Трудовая комиссия: проводились рейды по сохранности мебели.
5. Культмассовая комиссия: принимали участие в подготовке всех основных
мероприятий, согласно Плану: Дня учителя, Дня пожилых людей, Дня папы
(подготовлен и смонтирован видеоролик с поздравлениями для отцов и дедушек
учащихся), акций волонтеров,…. Проведена операция «Уголок» (проверка классных
уголков), новогодние мероприятия.




МОДУЛЬ «УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1 сентября проведен Урок Знаний, Всероссийский урок МЧС, Всероссийский урок,
приуроченный ко ДНЮ гражданской обороны РФ, с проведением тренировок по защите
детей от ЧС, музейный урок - Урок памяти (День памяти политических репрессий),
18

активно приняли участие в проведении Урока Цифры), Урока добра, профориентационных
уроков в 5-9-х классов, уроки ЗОЖ, Единые уроки согласно Календарю мероприятий
программы воспитания на 2022-2023 учебный год.
В целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания
российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к
государственным праздникам России согласно плану мероприятий, посвященного 8-й
годовщине воссоединения Крыма с Россией в рамках фестиваля «Крымская весна» в школе
прошли мероприятия, посвященные памятной дате: классные часы, открытые уроки,
конкурс рисунков «Мы вместе», просмотры видеоматериалов, интерактивные экскурсии
«Интересные и необычные места Крыма». Классные руководители начальных классов
провели увлекательную «экскурсию» по полуострову: ребята с интересом слушали о самых
известных городах, о природе и животном мире, о крымских пещерах, о тайнах морских
глубин. Также в классах организовали тематические выставки рисунков. В 5-9-х классах
обучающиеся говорили об истории Крыма, о его многолетней борьбе с разными
завоевателями, участии крымчан в Великой Отечественной войне, обороне Севастополя,
важности полуострова для России.
22 апреля во всем мире традиционно отмечается День Земли. К этому празднику в
школе прошли классные часы. Классные руководители рассказали ребятам об истории
Международного дня Земли, о его многолетних традициях. Также ученики узнали про
Колокол мира, который звонит по всей планете 22 апреля. Ребята узнали о богатстве
ресурсов, которыми обладает планета, о бережном отношении к природе, сохранении
животных и растений, познакомились с экологическими проблемами в мире и у нас.
В рамках месячника «Дни экологии» 25 апреля прошли классные часы в 1-4-х
классах, посвященные Дню Эколят. Эколята -это настоящие друзья природы, которые хотят
сделать мир чище, которые мечтают спасти окружающую среду от загрязнений! Эколятазащитники природы. Цель проведения Дня Эколят – развитие экологического образования,
экологической культуры и просвещения учащихся, сохранение природы, её растительного
и животного мира.
В целях привлечения внимания учащихся к проблемам окружающей среды,
воспитания бережного и внимательного отношения к природе, формирования
экологической культуры и экологического стиля мышления, 23-25 апреля для учащихся 19-х классов проведены экологические уроки «Разделяй с нами», посвященные раздельному
сбору мусора и переработке отходов.
МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Учащиеся из 6-11-х классов нашей школы посетили профессиональные пробы в
рамках профориентационного проекта «Билет в будущее».
В рамках проекта в 6-9-х классах проведены профориентационные уроки. Проведена
виртуальная экскурсия по предприятиям. Участвовали в открытых онлайн-уроках
«ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию: 22 сентября 2022г . –
«Кулинарное дело» и 28 сентября 2022 г. – Профессия «Ландшафтный дизайнер». Были
проведены встречи с представителями различных профессий и известными
предпринимателями Белинского района, с вузами Пензенской области и Белинским
филиалом Каменского техникума промышленных технологий и предпринимательства в
целях ранней профориентации учащихся школы.

МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ»
В рамках реализации данного модуля проводились следующие мероприятия:
 Проведение Недели ЗОЖ
19

проведение общешкольных родительских собраний на тему «Цифровая
безопасность. Терроризм – угроза 21 века», «Безопасность детей-наша общая
забота», проведение акции «Внимание дети» (в 2 раза в год);
 проведение бесед с родителями по профилактике ДТП, профилактике
противодействия идеологии терроризма в молодежной среде и на классных
родительских собраниях. Оказана помощь учащимся в изготовлении картсхеммаршрута «Дом-школа-дом»;
Большая работа проводилась и проводится по профилактике беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних. За учебный год проведено 5 заседаний Совета
профилактики, где рассматривали вопросы: о профилактической работе с трудными
детьми.
Анализируя проделанную работу по профилактике беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних за 2022-2023 учебный год, можно сказать, что
поставленных целей добились, наблюдается положительная динамика. Один учащийся
стоит на ВШУ и один на учете в ПДН.
Проведена информационно-разъяснительная работа среди учащихся 7-9 классов и
их родителей (классные часы, родительские собрания) о вреде табакокурения,
употребления наркотиков и спиртных напитков, демонстрация фильма «Трезвая Россия».
Во всех классах проведены классные часы с целью информирования учащихся о
трезвеннических традициях и преимуществах здорового образа жизни.
С учащимися 5-9-х классов инспектором ПДН Лямкиной Н.А. проведены
профилактические беседы на тему «Безопасность в сети интернет», где она рассказала
ребятам о том, что не стоит вступать в переписку в социальных сетях с людьми,
предлагающими лёгкий заработок. Это могут быть злоумышленники, занимающиеся
сбытом наркотиков, распространением через социальные сети игр, подвергающих
опасности жизнь подростков. Дистанционно вовлечь школьников в преступную
деятельность могут и лица, состоящие в экстремистских сообществах.
Ежемесячно, согласно графику, классными руководителями и психологом школы
проводились
лекции
по
духовно-нравственному
воспитанию
учащихся.
В ходе, которых затронуты вопросы об общественно опасных посягательств в
информационно-телекоммуникационных сетях, от таких способов разрушительного
воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в
виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического
насилия).
Данный вопрос рассматривается на каждом родительском собрании. В октябре
проведено общешкольное родительское собрание на тему «Роль семьи в предупреждении и
профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».
Профилактическая
антинаркотическая
работа
проводится
активистами
ученического самоуправления. Дети и наркотики... Это одно из самых страшных явлений в
современном обществе. Ребята провели акцию «Скажем «Нет!» наркотикам», подготовили
буклеты и листовки за здоровый образ жизни и против вредных привычек, раздали своим
сверстникам с призывом быть предельно бдительными, не поддаваться различного вида
соблазнам, ценить жизнь и помнить о том, что «мир прекрасен без наркотиков».
С целью профилактики преступности в молодежной среде, а также других
правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в рамках
реализации оперативно-профилактической операции «Твой выбор» 18 апреля в школе была
организована встреча учащихся с сотрудниками полиции.. Встреча с подростками в школе
и проведение плановых профилактических бесед является неотъемлемой частью
совместной работы инспектора по делам несовершеннолетних и социального педагога
школы.
Поднимались вопросы не только о правонарушениях, но и употреблении
электронных сигарет несовершеннолетними. Полицейские объяснили детям, что подобный


20

вид курения и парения очень быстро формирует никотиновую зависимость и в будущем его
приверженцы, как правило, переходят на обычный табак. Как правило, большая часть
курильщиков успевают пристраститься к вредной привычке в подростковом возрасте.
Между тем, никотин, содержащийся в электронных сигаретах, обладает ничуть не менее
вредным воздействием, чем в традиционных табачных изделиях. Он пагубно влияет не
только на общее состояние организма, но также на умственную активность подростков.
Сотрудник полиции порекомендовал довести данную информацию до родителей.
МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Семья и школа долго были под бременем авторитарности. Сегодня гуманизация
отношений внутри семьи, внутри школы изменяет и взаимоотношения семьи и школы.
Каждый педагог понимает: без помощи взрослого дети довольно долго не могут ориентироваться в мире, с трудом решают многие вопросы, жизненные задачи, обретают
духовную культуру. Но без педагогики сотрудничества эту проблему не решить, так как
только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен поддержкой, не отторгает ее, а принимает как условие успешности решения своих целей и проблем.
Психологическая служба выявляет отношение родителей к ребенку, характер
контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и
наказания. Эта помощь представляет собой прежде всего диагностирование,
индивидуальную работу с учащимися и родителями. В целях изучения общественного
мнения родителей по ряду проблем проведено социологическое исследование. Результаты
можно рассматривать как социальный заказ школе на ближайшую перспективу.
Формы работы с родителями разные, но преобладающей является родительское
собрание. Оно - деловая встреча учителей, родителей, учащихся, направленная на
обсуждение интересующих всех вопросов. Тесное сотрудничество с родителями позволяет
приблизить семью к школе, обоюдно решать проблемы как духовные, так и материальные,
расширять сеть платных услуг для детей и родителей.
Невозможно решать вопросы формирования воспитательной системы учащихся без
семьи и родительской общественности. В основу этой деятельности закладывается
«педагогика заботы» о семьях и семьей о школе.
В первом полугодии проведено два общешкольного родительского лектория
(«Профилактика дорожно-транспортного травматизма школьников» от 28 августа и «Роль
семьи в профилактике и предупреждении правонарушений» от 20 октября). Основная цель
родительских собраний -информирование родителей о видах профилактических
мероприятий, которые могут способствовать предотвращению правонарушений в
подростковой среде.
Проведены беседы с родителями по профилактике ДТП и на классных родительских
собраниях. Оказана помощь учащимся в изготовлении картсхем-маршрута «Дом-школадом». Проводилось педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей.
Родители учащихся ознакомлены с информацией по оздоровлению детей,
мошенничеству через соцсети, об «Участии в переписи населения на портале Госуслуги»,
об участии в голосовании «Комфортная городская среда».
20 января 2022 года проведено общешкольное родительское собрание на тему «Роль
семьи в предупреждении и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».
Основная цель родительского собрания - информирование родителей о видах
профилактических мероприятий, которые могут способствовать предотвращению
правонарушений в подростковой среде. Работа школы по профилактике правонарушений и
преступлений среди несовершеннолетних ведется в соответствии с законом РФ «Об
образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних».
Встреча родителей с представителями вышеуказанных ведомств,
а
также с
Администрацией
школы,
курирующих
вопросы
безопасности
и
21

жизнедеятельности детей, способствовала расширению кругозора по данной проблеме.
На родительском собрании были затронуты вопросы об экстремизме, наркомании в
подростковой среде, об ответственности родителей за воспитание детей, об опасности в
сети интернет, о мерах по профилактике правонарушений среди подростков, об
административной и уголовной ответственности, о формировании духовности,
нравственности, патриотизма в современной семье.
7 апреля проведено общешкольное родительское собрание с приглашением
сотрудников ГИБДД «Безопасность детей-наша общая забота». Проведены беседы с
родителями по профилактике ДТП, профилактике противодействия идеологии терроризма
в молодежной среде и на классных родительских собраниях. В течение учебного года
проводились по мере необходимости индивидуальные консультации для родителей по
вопросу успеваемости учащихся. Поддерживалась связь с учителями-предметниками.
Мощное воздействие на детей, их нравственные установки оказывает широко
распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей,
разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и
антиобщественных проявлений.
В связи с этим усилилась работа по защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию.
В школе проводилась работа с родителями, направленная на формирование
единства требования семьи и школы к ребенку. Созданы классный и общешкольный
родительские комитеты. Многие родители стали сотрудничать с учителями и школой.
Работа с родителями документально оформлялась, есть протоколы родительских
собраний. Большую помощь в воспитании обучающихся оказывал Совет отцов, Совет
бабушек, которые помогали педагогическому коллективу в работе с трудными учащимися.
В работе с родителями коллектив педагогов работал по трём основным
направлениям:
 повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции,
консультации);
 вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские
собрания, совместные творческие дела);
 участие родителей в управлении школой (деятельность общественного
родительского комитета, укрепление материально-технической базы).
Проводились различные формы сотрудничества детей и взрослых, учителей и
родителей: праздники, концерты, рейды, экскурсии).
В течение года работал родительский комитет, который активно участвовал в
решении различных вопросов: организация и проведение мероприятий и праздников,
ремонт классных комнат.
Работал лекторий для родителей, в котором рассматривались вопросы
внутрисемейного воспитания: «Психологические основы воспитания детей в семье»
(Комиссарова В.С.), анкетирование «Внутрисемейный климат глазами ребёнка» (психолог
Комиссарова В.С.). Проводились собрания отцов учащихся. Психологом и социальным
педагогом было дано более 30 консультаций по вопросам воспитания детей. Данная работа
сближает родителей и учителей. Родители привлекаются к активному участию в
организации учебно-воспитательного процесса.
С целью изучения семей и привлечения родителей к участию в учебновоспитательном процессе в течение года проводились социологические исследования.
Проводились различные формы сотрудничества детей и взрослых, учителей и
родителей: праздники, концерты, посвященные Дню Матери, 8-е Марта, Дню защитника
Отечества, операция «Милосердие» (работа с ветеранами микрорайона); Дни Здоровья,
рейды, экскурсии.
Итак, потенциальные возможности родителей для участия в учебно-воспитательном
процессе большие, но полностью не реализовываются. Много проведено бесед и
22

консультаций, но все-таки индивидуальная работа недостаточна Неполная явка на
родительские собрания – редкое появление в школе отцов – все это говорит о больших
проблемах школы и семьи.
Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых,
объединенных общими целями, общей деятельностью.
За последние годы накоплен опыт взаимодействия с семьей. Педагогический коллектив
постоянно ведет работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе
дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и педагогического коллектива школы;
- ответственность родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, мы учитывали не только их заинтересованность, но и
социально-психологическую совместимость.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в
необходимости развития воспитательной системы школы в 2022-2023 учебном году,
необходимо решать следующие воспитательные задачи:
1.
Продолжить формирование у учащихся системы ценностных ориентиров:
здоровый образ жизни, уважение к ближнему, старшему, любовь к Родине, духовная и
нравственная воспитанность – через реализацию региональных программ.
2. Совершенствовать работу по психолого-педагогическому просвещению родителей
и совместное проведение досуга детей и родителей.
3.
Продолжить работу по повышению социальной активности учащихся, их
самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума
через работу ученического самоуправления.
МОДУЛЬ «ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ»
В соответствии с программой воспитательной работы школы и с целью развития
творческих способностей обучающихся приняли участие:
 в акции «Осенний марафон добрых дел-2022».
В течение акции были проведены следующие добровольческие мероприятия под
девизом «Добро нести – Добру учиться!»:
- посадка деревьев и субботники по благоустройству пришкольной территории;
- спортивная акция по пропаганде ЗОЖ «Здоровым быть модно!»;
- акция «Молодежь против наркотиков!» с раздачей флаеров социальной направленности;
- «Мы вас любим, мы вами гордимся!», патронаж ветеранов и раздача подарков.
 в рамках военно-патриотического месячника:
- Обелиск
- «Поздравление ветеранов»
- онлайн акция #МойЗащитникОтечества
- флешмоб «Будь готов!»
 с 3 по 8 марта 2023 года учащиеся принимали участие в акциях:
- «Завтрак для Любимых» (приготовить завтрак для своих любимых женщин: мам, бабушек,
сестер и т.д.);
- «Классные встречи».
 в акции «Весенняя неделя добра» среди детских добровольческих отрядов.
В рамках весенней недели добра организованы и проведены серии добровольческих
мероприятий с участием школьников добровольческих отрядов Движение первых,
Юнармия, экологи:
 Проведение Уроков добра.
 Проведение экологических акций: по посадке зеленых насаждений и
благоустройству общественных территорий города (территории школы,
23

близлежащих улиц, парков и др.); оказание бездомным животным, птицам
(изготовление скворечников, участие в работе обществ по защите животных и др.).
 Проведение акции «Разделяй с нами» для тех, кто хочет внести свой вклад в решение
мусорной проблемы в России через простые, доступные многим действия.
 Проведение акции «Я помню! Я горжусь!».
 Встречи с участниками боевых действий.
9 мая в учащиеся школы приняли активное участие в проведении акции
«Бессмертный полк» и в мероприятиях посвященных Дню Победы.
В течение года детские объединения «Шанс», «Луч», Юнармия, волонтеры Победы,
активисты первичного отделения Движения Первых приняли активное участие в
общественной жизни школы, города, района (акции, встречи, праздники, мероприятия
патриотической направленности, трудовые десанты и т.д.).
Детский коллектив «Луч» принимал активное участие в региональной
экологической акции «Украсим садами Пензенский край». Волонтеры Победы в этом году
приняли участие в региональной экологической акции «Чистый берег» и заняли 1 место в
области. Юнармейцы принимали участие в конкурсе социально-значимых проектных и
научно-исследовательских работ «Зеленая планета 2023» и стали лауреатами этого
конкурса.
В рамках акции «Помоги другому» учащиеся школы и педагогический коллектив
совместно с членами отряда волонтеров организовали сбор средств на покупку предметов
первой необходимости для из малообеспеченных семей.
В нашей школе уже традиционной стала благотворительная акция «Спешите делать
добро», в ходе которой волонтеры помогают ветеранам войны и труда, пожилым жителям
г. Белинского
В рамках Всероссийской акции «Поможем Донбассу» волонтеры организовали сбор
гуманитарной помощи детям и жителям ДНР и ЛНР. В сборе приняли участие все классы
без исключения. А классы начальной школы были особенно активны.
МОДУЛЬ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»
В течение года большая работа проводилась по развитию предметно-эстетической
среды школы с целью обогащения внутреннего мира учащихся, формирование у них
чувства вкуса и стиля, создание атмосферы психологического комфорта, настроение,
предупреждение стрессовых ситуаций, формированию позитивного восприятия ребенком
школы, ценностного отношения к творчеству, приобретение опыта демонстрации своих
способностей, эстетического оформления окружающего пространства.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществлялось через такие формы работы с
предметно-пространственной средой школы как:
- оформление фасада, холла при входе здания школы государственной символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб);
- изображения символики российского государства в классных комнатах;
- знакомство с картой России, регионов, муниципальных образований (современные и
исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические,
художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися), с изображениями значимых культурных объектов местности, региона,
России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;
- знакомство с портретами выдающихся государственных деятелей России в прошлом,
настоящим, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
- звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в школе
(звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места гражданского почитания» в Центре военно-патриотического воспитания в школе
24

и мемориал войнам-интернационалистам на территории школы;
- размещение в течение года сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях в школе;
- благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых площадок,
свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство школьных классных комнат руководителями вместе с обучающимся в
своих классах;
- оформление и проведение школьных событий праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров;
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики школы
(флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
- акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.)
МОДУЛЬ: «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности в 2022-2023
учебном году осуществлялось преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставляла им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые помогли объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
МОДУЛЬ: «ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий в 2022-2023
учебном году предусматривало:
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами общеобразовательной организации;
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
МОДУЛЬ: «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства в 2022-2023
учебном году предусматривало:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
25

мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального
образования, региона, страны;
− социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой направленности, ориентированные на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Социальными партнерами МОУ СОШ № 1 г. Белинского в учебном году являлись:
- Музей В.Г. Белинского, музей-заповедник «Тарханы», Поимский историкоархитектурный музей (Организация мероприятий на базе школы. Экскурсии в музей.
Проведение конкурсов, викторин).
- ДЮСШ г. Белинского (Проведение муниципальных этапов спортивных соревнований в
рамках «Президентских состязаний», «Президентских спортивных игр». Организация
конкурсов/фестивалей среди ШСК. Организация спортивных мероприятий).
- ГИБДД Белинского района (Участие в акциях, проводимых ЮИД.
Занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Тематические
сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Организация конкурсов
по профилактике ДДТТ. Проведение декад дорожной безопасности).
- Отдел ПДН ОМВД России по Белинскому району (Занятия по профилактике детского
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
- КДН и ЗП (Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских
собраниях. Индивидуальные мероприятия в рамках реализации ИПР)
- Администрация Белинского района (Мероприятия социальной направленности на базе
школы. Участие в школьных мероприятиях).
- Белинский РДК (Совместные мероприятия, смотры, концерты, доп. образование
учащихся).
- ДШИ и ДДТ г. Белинского (Совместные мероприятия, смотры, концерты, доп.
образование учащихся).
- Библиотеки г. Белинского (Совместные мероприятия, библиотечные уроки, праздники).
- Белинская ЦРБ (Встречи, лекции, профилактические мероприятия)
- ООО «Невский кондитер», ТД «Исаичкин», ООО Агрофирма «Рассвет» (Мероприятия
профориентационной направленности, экскурсии на предприятия)
МОДУЛЬ: «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»
Задачи модуля – помочь школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях.
В рамках проектов «Культурная суббота» и «Культурная палитра-58» учащиеся
посещали музеи, выставки, концерты, спектакли и другие культурные мероприятия.
Были организованны экскурсии на предприятия Белинского района, г. Каменка и г.
Пенза.

МОДУЛЬ: «СПОРТ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
26

Задача совместной деятельности педагога и ребенка в направлении «спорт и ЗОЖ»
– обеспечить укрепление физического здоровья ребенка, способствовать осознанию
каждым учеником значимости его физического состояния для жизнеутверждения, для
развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Эта работа осуществлялась:
На групповом уровне:
− профилактическая программа «Здоровым быть модно!»
− деятельность ШСК «Юниор»: проведение спортивных праздников, дней здоровья;
организация участия в ШСЛ, в сдаче президентских тестов; обеспечение участия команд
школы в спортивных соревнованиях разного уровня; организация деятельности
спортивных секций разной направленности.
На индивидуальном уровне:
− индивидуальные консультации педагогов по подбору оптимальной физической
нагрузки, рекомендации по занятиям ФК и спортом.

ВЫВОДЫ:
Анализируя проделанную работу за 2022-2023 учебный год, можно сказать, что
поставленные цели были достигнуты. Проделанная работа способствовала формированию
коллективов классов, интеллектуальному (участие в конкурсах разного уровня),
нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития
индивидуальных и творческих способностей, прививали навыки культуры общения,
обогащали знания ребят. Все учащиеся были охвачены внеурочной деятельностью и
дополнительным образованием , что способствовало занятостью каждого ребенка во
внеурочное время. Внеурочная деятельность велась согласно модулю «Курсы внеурочной
деятельности» и расписанию занятий.
Воспитательные мероприятия соответствовали поставленным целям и задачам
рабочей программы воспитания. Большая часть обучающихся школы принимали активное
участие в классных, школьных, районных и областных мероприятиях.
Работа с обучающимися группы риска и их родителями осуществлялась в рамках
модуля «Классное руководство» и «Профилактика и безопасность» классными
руководителями.
Родительские собрания проводились согласно модулю «Работа с родителями» и
планам воспитательной работы в классах. Индивидуальная работа с родителями
осуществляется по мере необходимости.
Работа МО классных руководителей осуществляется в соответствии с планом МО и
поставленными целями и задачами воспитательной работы.
Реализация рабочей программы воспитания осуществлялась в соответствии с
календарными планами воспитательной работы по уровням образования.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Нужно продолжать работу по повышению качества знаний в классах,
формированию ценностных ориентаций учащихся, определенного отношения к
миру и событиям в нем;
2. Продолжить участие в конкурсном и олимпиадном движении;
3. Продолжить работу по привлечению родителей в жизни класса и школы;
27

4. Продолжить работу по формированию у обучающихся гражданско-патриотического
сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина; продолжить создание
условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных
ориентиров.
5. Совершенствовать оздоровительную работу с обучающимися, прививать навыки
здорового образа жизни, развивать коммуникативные навыки, формировать методы
безконфликтного общения.
6. Поддерживать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности;
активизировать ученическое самоуправление.
7. Классным руководителям создавать условия для развития общешкольного
коллектива; совершенствовать систему семейного воспитания, повышать
ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».