Положение о наставничестве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Принят педагогическим советом
МОУ СОШ №1 г. Белинского
Пензенской области
им. В.Г. Белинского
Протокол № 1
от 26.08.2020 года

«Утверждено»
Директор МОУ СОШ №1 г. Белинского
Пензенской области
им. В.Г. Белинского
__________________С.Ю. Котелкина
Приказ № 124 от 01.09.2020 года
Рег № 88

Положение
о наставничестве
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области
им. В.Г. Белинского

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в МОУ
СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В,Г. Белинского ( далее - ОО)
разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением
Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от
23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися"), Приказом Отдела образования
Белинского района, Уставом МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области
им. В,Г. Белинского и определяет порядок организации наставничества для
внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в
ОО.
–
–
–
–
–
–

1.2. Настоящее Положение:
определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией
(целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель);
устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
определяет права и обязанности ее участников;
определяет требования, предъявляемые к наставникам;
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества
процесса реализации наставничества в ОО и его эффективности.

1.3. Участниками системы наставничества в ОО являются:
– наставник;
– лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый);

- руководитель ОО;
– куратор наставнической деятельности в ОО;
– родители (законные представители) обучающихся;
– выпускники ОО;
– участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели,
представители образовательных организаций, профессиональных
ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере
здравоохранения и социального развития, представители региональной
власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и
организации, которые заинтересованы в реализации программ
наставничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации, через создание условий
для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее —
педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения
должностных обязанностей.
– Задачами наставничества являются: улучшение показателей в
образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их
индивидуальной образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам
индивидуального развития и работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно
преодолевать
трудности,
возникающие
в
образовательной,
социокультурной и других сферах, а также при выполнении
должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития
педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности,

– повышать свой профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации
педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в
ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующих в наставнической
деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких
профессиональных и
моральных
качеств,
добросовестности,
ответственности,
дисциплинированности,
инициативности,
сознательного отношения к индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в
которомвыстроены доверительные и партнерские отношения между
его участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в ОО
предполагает
осуществление следующих функций:
– реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой
моделинаставничества;
– ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ
наставничества;
– назначение куратора, ответственного за организацию внедрения
Целевой модели в ОО;
– привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью;
– инфраструктурное (в том числе - материально-техническое,
информационно- методическое) обеспечение наставничества;
– осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности
ОО;
– предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества
Программы наставничества в ОО, показателей эффективности
наставнической деятельности в Отдел образования;
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества;
– обеспечение формирования баз данных и лучших практик
наставнической деятельности в ОО;
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации
целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании
настоящегоПоложения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и
Программы наставничества ОО.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:
- реализуемые в ОО формы наставничества («ученик – ученик»
(«студент- студент»); «учитель – учитель»; «студент – ученик»;
«работодатель – ученик»; «работодатель – студент») с учетом вариаций
ролевых моделей по каждой форме;
- типовые индивидуальные планы развития наставляемых под
руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой
форме наставничества, на основе которых наставнические пары
(наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные
планы с учетом выбранной ролевой модели.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет руководитель ОО, куратор наставнической
деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по
осуществлению наставничества в ОО.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в
нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий
участников образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении
наставника;
– студенты, изъявившие желание в назначении наставника;
– педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении
наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
– учащиеся;
– выпускники;
– родители (законные представители) обучающихся;
– педагоги и иные должностные лица ОО,
– сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных организаций любых форм
собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации
Целевой модели.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых,

исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и
иныемероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в
зависимости от планируемых результатов, сформулированных в
индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии
наставляемого.
3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении
которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций,
наставничество посогласованию с наставником и куратором может быть
завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствияпо уважительным причинам наставника или лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
– прекращение наставником трудовых отношений с ОО;
– психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
– систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
– привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
– обоснованная просьба наставника или лица, в отношении
которогоосуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в
соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и
включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой
модели;Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы
наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение
наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических
пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска
наставничества в ОО, включающая в себя информирование
потенциальных участников наставнической деятельности, определение
заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных
запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ОО,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными
партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ОО.

3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь

наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится
уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью
диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
– согласия на обработку персональных данных от тех участников
Программы наставничества в ОО, которые еще не давали такого согласия,
– согласия на участие в Программе наставничества от будущих
участников наставнической деятельности и их родителей (законных
представителей), если участники - несовершеннолетние.
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по
формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией
на критерии отбора/выдвижения наставников.
3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр
наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как
администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае
составляется проект приказа ОО с приложением листа согласования,
направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления
и согласования. Во втором случае приказ издается на основании
представления коллектива сотрудников (инициативной группы,
структурного подразделения, комиссии, совета ОО, родительского
комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя
руководителя ОО.
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их
заявлений. Для проведения отбора приказом руководителя ОО создается
конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель
ОО, и в которую входит куратор.
Все наставники и куратор готовят свои портфолио, которые вместе с
реестром наставников размещаются на сайте ОО (на странице/в разделе по
наставничеству).
3.14. В
рамках
пятого
этапа
происходит
формирование
наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По
итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ОО
утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
При необходимости организовываются мероприятия по развитию
наставников в формате «Школы наставников», которые включаются в
Программу наставничества.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора,
наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ
наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение
итоговых мероприятий, награждение эффективных участников
наставнической деятельности.

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной
Программы наставничества;
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО;
оказание
своевременной
информационной,
методической
и
консультационной
поддержки
участникам
наставнической
деятельности;
мониторинг
и
оценка
качества
реализованных
Программ
наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм
наставничества;
оценка соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора;
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения
Целевой модели по запросам Министерства образования;
получение обратной связи от участников Программы наставничества и
иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование),
обработка полученных результатов;
анализ,
обобщение
положительного
опыта
осуществления
наставническойдеятельности в ОО и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления
мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители,
классные
руководители, педагоги-психологи,
профориентационные тесты и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО,
сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической
деятельности в ОО;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении
участников наставнической деятельности; организации взаимодействия
наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности
наставничества ивысокого качества Программ наставничества.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
– помогать
разрабатывать
Индивидуальный
план
развития

–

–
–

–
–
–
–

–
–
–
–
–
–

–
–

наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы,
контролировать его выполнение, оценивать фактический результат
осуществления запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции
Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или
поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию
правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;
личным примером развивать положительные качества наставляемого,
принеобходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в
ОО, в том числе - в рамках «Школы наставников»;
в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы,
необходимые для осуществления наставнической деятельности в
отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в
ОО, в том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных
Индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для
формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или
конкурсных мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ
наставничества; за организационно-методической поддержкой;
обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о
сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или
успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется

наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником
вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана;
– совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять
и устранять допущенные ошибки;
– выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с
выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому
решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
– отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
– сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
– проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
– принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с
Программой наставничества ОО.
6.2. Наставляемый имеет право:
– пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационноаналитической и учебно-методической документацией, материалами и
иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального
плана;
– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом,
помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать
интересующую информацию;
– принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
– при невозможности установления личного контакта с наставником
выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору
наставнической деятельности в ОО.
7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАМ
НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в
ОО
направлена на:
– изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ
наставничества,их сильных и
слабых сторон,
качества

совместной
работы
пар/групп
«наставник-наставляемый»
посредством проведения куратором SWOT-анализа;
– выявление соответствия условий организации Программ
наставничества вОО требованиям и принципам Целевой модели ;
Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря
ежегодно)
7.2. Оценка
реализации
Программ
наставничества
также
осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и
наставляемых организациейнаставнической деятельности в ОО .
7.3. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в
ОО на сайте ОО размещается и своевременно обновляется следующая
информация:
– реестр наставников;
– портфолио наставников;
– перечень социальных партнеров, участвующих в реализации
Программы наставничества ОО;
– анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и
др.
8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к
следующим видам поощрений:
– публичное признание значимости их работы - объявление
благодарности, награждение почетной грамотой и др.;
– размещение информации (например, фотографий, документов о
поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и
страницах ОО в социальных сетях;
– благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
– обучение в рамках образовательных программ, выбранных
участниками, показавшими высокие результаты.
8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию
социального капитала наиболее активных участников наставничества в
ОО через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях
(конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при
проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении
стимулирующих выплат ОО.
Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности. При желании ОО может
самостоятельно осуществить мониторинг влияния Программ наставничества

на всех участников, оценив динамику развития их гибких навыков,уровня
мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профобразования, качества изменений в освоении обучающимися
образовательныхпрограмм, степень включенности обучающихся в
образовательные процессы ОО,качества адаптации молодых специалистов,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью;
описав изменения психологического климата в ОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».