МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)
Утверждаю:
Директор школы
С.Ю. Котелкина
Приказ №134 от 30.08. 2024 г.
Одобрено педагогическим
советом школы
Протокол № 1 от 28. 08.2024 г.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича Белинского
на 2024-2025 учебный год
г. Белинский
2024 год
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
начального общего образования
на 2024 - 2025 учебный год
г. Белинский 2024 год
2
1. Общие положения
1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей
образовательную программу начального общего образования, фиксирует объём,
направления, формы внеурочной деятельности обучающихся.
1.2. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей
основную общеобразовательную программу начального общего образования сформирован
в соответствии с основными целями и задачами образования Российской Федерации,
отраженными в нормативных документах:
1. Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральном Законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
5. Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. №
569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330);
7. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
8. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
9. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
10. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
11. Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
3
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
12. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20);
13. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средыобитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
14. Устава МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского
1.3. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
1.4. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
1.5. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
4
особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
1.6. Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение и
являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат
формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая
образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности
функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их
потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной
деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники
образовательных отношений.
1.7. Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
1.8. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
1.8.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры
о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
1.8.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
1.9. Направления и цели внеурочной деятельности.
1.9.1. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
1.9.2. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению
умений участвовать в театрализованной деятельности.
1.9.3. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
1.10. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
5
иное направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
1.11. Возможные формы организации внеурочной деятельности:
- учебные курсы и факультативы;
- художественные и музыкальные студии;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования;
- общественно полезные практики и другие.
1.12. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная
деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и
на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной
организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги,
педагоги-психологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).
1.13. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
1.14. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет
педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
6
2. Недельный план внеурочной деятельности
начального общего образования
(шестидневная учебная неделя)
Направления
внеурочной
деятельности
Духовнонравственное
Духовнонравственное
«Учение
увлечением!»
Наименование
рабочей
программы
Разговоры о
важном
Орлята России
с Шахматы
Форма
организации
Количество часов в неделю
1а
1б 2а
2б 3а
3б 4а
4б
Итого
классный час
1
1
1
1
1
1
1
1
8
классный час
1
1
1
1
1
1
1
1
8
клуб
-
-
-
-
-
-
1
1
2
1
1
2
-
-
1
-
1
Радиокружок
кружок
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Информационная
культура
Бумажный мир
«Оригами»
курс внеурочной 0,5 0,5
деятельности
-
-
-
Бисероплетение
курс внеурочной деятельности
-
-
-
0,5 0,5 -
Спортивнооздоровительная
деятельность
Итого
-
Вязание крючком курс внеурочной
деятельности
-
-
-
-
-
-
0,5 0,5 1
Юные
инспекторы
дорожного
движения
курс внеурочной
деятельности
-
-
1
-
-
-
-
-
1
Учусь плавать!
кружок
-
-
1,5 1,5
-
-
-
-
3
4,5 3,5
2,5 2,5
2,5 2,5
4,5 4,5 27
7
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основного общего образования на
2024-2025 учебный год
г. Белинский 2024 год
8
1. Общие положения
1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей
образовательную программу основного общего образования, обеспечивает реализацию
требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, фиксирует объём, направления, формы внеурочной деятельности
обучающихся.
1.2. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей
основную общеобразовательную программу основного общего образования сформирован в
соответствии с основными целями и задачами образования Российской Федерации,
отраженными в нормативных документах:
1. Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральном Законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
5. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования»;
6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от
27.12.2023г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования»;
7. Приказе Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
8. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330);
9. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024г.
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего
общего образования»;
10. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от
19.02.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования»;
11. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
9
общего, основного общего и среднего общего образования»;
12. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
13. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
14. Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
15. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20);
16. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средыобитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
17. Устава МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В. Г. Белинского
1.3. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
1.4. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
включает в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
10
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и т.д.;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве образовательной организации (безопасности жизни и
здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
1.5. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
1.6. Наследие отечественного кинематографа используется как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так для
разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного
искусства.
1.7. Содержание плана внеурочной деятельности.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более
350 часов.
1.8. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе загородных детских
центров, в походах, поездках и другие).
1.9. При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
11
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от 2 до 4 часов;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от 1
до 2 часов;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от
1 до 2 часов;
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1 - 2
недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию
плана внеурочной деятельности);
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно – от 2 до 3 часов.
1.10. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
1.11. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
1.12. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
1.13. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
1.14. В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП ООО количество часов,
отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления
противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом
коллективе.
1.15. Решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов
и запросов детей и родителей в образовательной организации реализуется модель плана с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности.
1.16. Формы внеурочной деятельности:
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетают индивидуальную и групповую работу;
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
12
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы,
деловые игры и другое.
1.17. Отдельные программы курсов внеурочной деятельности допускают
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
1.18. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том
числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования
соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную
деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные
организации высшего образования, научные организации и иные организации, обладающие
необходимыми ресурсами.
13
2. Недельный план внеурочной деятельности
основного общего образования (шестидневная учебная неделя)
Направление
5 класс
5а 5б
Наименование
курса
Духовно-нравственное
Разговоры
важном
Социальное
Россия –
горизонты
о
Художественноэстетическая творческая
деятельность
7 класс
7а 7б
8 класс
8а 8б
9 класс
9а 9б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
-
1
1
Подготовка к ОГЭ
(история)
0,5
0,5
Подготовка к ОГЭ
(обществознание)
0,5
0,5
Подготовка к ОГЭ
(информатика)
0,5
0,5
0,5
0,5
мои
Юный пожарный
«Учение с увлечением!»
6 класс
6а 6б
Удивительный
макромир.
Биология (центр
«Точка роста»)
0,5
0,5
Физика вокруг нас
(центр «Точка
роста»)
0,5 0,5
Робототехника
(центр «Точка
роста»)
0,5 0,5
Строевая песня
0,5
0,5
Театральный
0,5
1
1
Медиацентр
Информационная культура Историческое
краеведение
История
Пензенского края
1
1
География
Пензенской
области
Музейное дело
0,5
0,5 0,5
0,25 0,25
0,25 0,25
0,25 0,25 0,25 0,25
История в лицах
Литературное
краеведение
0,5
1
0,25 0,25
0,5 0,5
1
1
14
Юный инспектор
дорожного
движения
Спортивнооздоровительная
деятельность
0,5
0,5
Строевая
подготовка
0,5
0,5
0,5
0,5
Хоккей
1
1
Дартс
0,5
Легкая атлетика
0,25 0,25 0,25 0,25
Баскетбол
0,25 0,25 0,25 0,25
Юный стрелок
Теннис
Итого
0,5
0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
4
4
6
6,5 8
8
6,25 5,25 4,5
4,5
15
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
среднего общего образования
на 2024 - 2025 учебный год
г. Белинский 2024 г.
16
1 Пояснительная записка
1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования, обеспечивает реализацию
требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, фиксирует объём, направления, формы внеурочной деятельности
обучающихся.
1.2. Учебный план образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования, разработан в соответствии с требованиями:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального Закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федерального Закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413»;
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от
27.12.2023г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования»;
7. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №
371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
8. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
10. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024г.
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего
общего образования»;
11. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
12. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
13. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20);
14. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
15. Устава МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В. Г. Белинского
1.3. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
образовательной программы.
1.5. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП
СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования
образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организации;
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады
по предметам программы среднего общего образования).
1.6. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В
соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися.
1.7. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения
на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величина недельной
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе загородных детских
центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и другие).
18
1.8. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
1.9. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
1.10. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
1.11. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
1.12. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 5 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
1.13. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
1.14. Организация жизни ученических сообществ выстраивается:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за
ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
19
- через благоустройство школы, класса, сельского поселения, города, в ходе
партнерства с общественными организациями и объединениями;
- через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
- через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
- через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку
личности к трудовой деятельности).
1.15. По решению педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной
организации модифицируется в соответствии с выбранным профилем (социальноэкономическим).
1.16. План внеурочной деятельности включает:
- инвариантный компонент;
- вариативный компонент.
1.17. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
- организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения обучающихся), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
1.18. В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
1.19. Вариативный компонент включает курсы, направленные на расширение знаний
по предметам выбранного профиля.
1.20. Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к участию в
исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных
или групповых проектов.
1.21. В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние)
каникулы 10 класса организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические
отделы государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
20
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10 класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных
на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
1.22. В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и
производственными
организациями
обеспечиваются
профессиональные
пробы
обучающихся в социально-экономической сфере (приоритет отдается структурным
подразделениям экономического профиля), организуются социальные практики
(обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с
широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и экономические
проекты (например, предпринимательской направленности).
1.23. Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и
защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский
проект», «социальный проект»).
1.24. В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы,
поездки по территории России, организация "зрительского марафона" (коллективное
посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).
21
2 Недельный план
внеурочной деятельности
среднего общего образования
(шестидневная учебная неделя)
Направление
Духовнонравственное
Социальное
Спортивнооздоровительная
деятельность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Наименование
курса
Разговоры о важном
Россия – мои
горизонты
10 класс
11 класс
1
1
1
1
Основы туризма
1
Легкая атлетика
1
Баскетбол
1
В ритме вальса
1
Медиацентр
1
Строевая песня
1
Театральный
Танцевальный
«Учение с
увлечением»!
Итого часов
2
1
1
1
Подготовка к ЕГЭ
(обществознание)
1
Подготовка к ЕГЭ
(русский язык)
1
7
10
22
23
24
25