Рабочая программа внеурочной деятельности Зеленая планета

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА НРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Рассмотрена
на заседании МО

Одобрена на заседании
педсовета от 28.08.2023
протокол № 1

«Утверждаю»
Директор школы
____________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 180

от «31»08 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Зелёная планета»
для обучающихся 1 класса
Воспитатель ГПД
Жингарева С.Ю.

2023

I. Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала
XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в
начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом
образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего
экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического
образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики
экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы
воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место
в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического
образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с
экологической направленностью для младших школьников.
II.Цель и задачи курса «Зеленая планета»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и
живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их
соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к природе;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по
экологическим вопросам;
-развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия
прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных
младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
III. Особенности программы
Программа «Зеленая планета» имеет
образовательной с практической ориентацией.

эколого-биологическую

направленность,

является

учебно-

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и
психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно
ориентированного образования (В. В. Сериков).
Программа рассчитана на 1 год обучения (66 часов).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут.
Основные принципы содержания программы:
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Содержательные линии:
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы,
учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого
ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с
природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,
ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые
занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная,
групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие
экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид
деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках, «Юный эколог», а также
ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры,
творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями, составление памяток. Предполагаются различные
формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,
участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и
озеленении холлов, классных комнат, являющихся местом проведения занятий с детьми, участие в организации
праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели
экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
IV.Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей птиц и животного мира России;
-какую пользу приносят представители птиц и животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных и птицах;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение животных в жизни человека;
- многообразие животных и птиц;
- основные виды животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по
сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за домашними животными (посильное участие).
V. Тематическое планирование. Содержание программы
№

Количество часов

занятия

Тема занятия
1. Введение

1

(1 час)

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
2. Дикие животные ( 38 часов)

теория
1
1
38

2

Заяц - «Длинное ухо»

2

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

2

4

Серый хищник - волк

2

практика

дата

5

Хозяин леса - медведь

2

6

Любознательный зверёк -белка

2

7

Куница - охотник на белок

2

8

Лесной красавец - лось

2

9

Сердитый недотрога- ёж

2

10

Подземный житель - крот

2

11

Всеядное животное — барсук

2

12

Бобр-строитель

2

13

Запасливый бурундук

2

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

2

15

Мышка-норушка

2

16

Рысь - родственник кошки

2

17

Соболь - «дорогой» зверёк

2

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

2

19

Косуля - самый маленький европейский олень

2

20

Обобщающие занятие о диких животных

2

3. Пернатые жители (26 часов)

26

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

2

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

2

23

Ворон - красивая, умная птица

2

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

2

25

«Лесной доктор» - дятел

2

26

Соловей - «великий маэстро»

2

27

Галка - городская птица

2

28

Загадочная птица - кукушка

2

29

«Пернатая кошка» - сова

2

30

Любимая птица - снегирь

2

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

2

32

Наш добрый сосед - скворец

2

33

«Золотая птица» — иволга

2

34

Подведение итогов

1
Итого:

66

Литература
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М,
Илекса; Ставрополь, 2000.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и
технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
8. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976
10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими
школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. Ленинград., 1991.
14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва.,
1993.
15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
17. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
18. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная
школа. - 1998. -№ 8.
19. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. № 5.
20. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /
Москва 2008.
22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород
2009.
1.
2.
3.
4.

24.Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный
атлас Мира. / Индия 2008.
26.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».