Рабочая программа внеурочно деятельности «Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 г. Белинского Пензенской области
имени Виссариона Григорьевича Белинского
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО
гуманитарных наук

на заседании педсовета

директор школы

______________________

_____________________

_________Котелкина С.Ю.

протокол № 1___
от «____» ___ ____ г.

протокол № ___1
от «_28___» __08___
2024______ г.

приказ № _134__
от «___30__» ___08___
___2024__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
9 КЛАСС
Учитель Романова Е В

2024 г

1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Сложные вопросы подготовки к ОГЭ»
(общеинтеллектуальное направление)
для 9 класса
на
составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, примерной программы основного общего образования.
На освоение программы отводится 34 часа - (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы
знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии
(включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и
культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные
категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из
базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по
философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии
и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и
общественных процессов.
Цель программы – подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через
актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой
и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
При этом большое внимание уделяется практической работе.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
- формирование мотивации к обобщению материала для успешной сдачи ОГЭ;
- осмысление важности изучения обществознания;
- развитие творческих способностей через активные формы деятельности;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,
но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
- на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- организовывать учебное взаимодействие в группе;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать
свою точку зрения;
- развивать умение грамотно и точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения
в процессе дискуссии;
- решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- оценивать свои учебные достижения;
- обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
- точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее
решения;
- искать и выделять необходимую информацию;
- определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,
составлять план последовательности действий;
- формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные:
- давать определения понятий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- анализировать результаты исследований и фиксировать их;
- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием информационных
ресурсов.
Предметные результаты:
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно
целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной

жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - умения находить нужную
социальную информацию в различных источниках;
-адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей;
-умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности.
Введение (1ч.)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Структура и содержание
экзаменационной работы. Процедура выполнения экзаменационной работы.
Тема 1. Современное общество.(3 ч.)
Общество
как
динамичная
саморазвивающаяся
система.
Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие
социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе
развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути
гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного
мира. Перспективы современного общества.
Тема 2. Человек среди людей. (2ч.)
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и
классы.
Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции.
Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (3ч.)
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности.
Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав
потребителей.
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция.
Уровень занятости.
Тема 4. Политика и право. (4ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи
Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека.
Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное
право. Политическая и правовая культура граждан.
Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств.
Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних.
Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и
общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Итоговое повторение (1 ч.)
Формы организации деятельности учащихся:







лекции;
лабораторные работы;
практические занятия;
дискуссии;
эвристические беседы;
работа с документами.
4. Тематическое планирование.
Количе
ство
часов

№
п/п

Названия тем, уроков

1-2

Введение. ОГЭ как форма итоговой
аттестации

2

Тема 1. Современное общество

6

3-4

Общество – динамичная
саморазвивающаяся система

2

5-6

На пути к современной цивилизации

2

7-8

Глобальные проблемы современности

2

Тема 2. Человек среди людей

4

Социальная структура

2

910

Дата
фактическая

Дата
планируемая

1112

Многообразие малых групп

2

Тема 3. Экономическая сфера жизни
общества

6

13-14 Право собственности

2

15-16 Потребитель и его права

2

17-18 Измерители экономической деятельности

2

Тема 4. Политика и право

8

19-20 Основы Конституционного строя РФ

2

21-22 Участие граждан в политике и
управлении

2

23-24 Место несовершеннолетних в системе
трудового и семейного законодательств

2

25-26 Административное и уголовное
законодательство о несовершеннолетних

2

Тема 5. Духовная жизнь общества

6

27-28 Формы и разновидности культуры

2

29-30 Образование и самообразование

2

31-32 Личность и мораль

2

33-34 Итоговое повторение

2
5. Источники информации.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Обществознание. 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбов. Просвещение. М., 2020.
Обществознание. 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Просвещение. М., 2020.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 1998
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9
кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2014
Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл./Гос. Унив. – Высшая
школа экономики; Под ред. С. И. Иванова – В 2-х книгах. М.:Вита – Пресс,2015
ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты. Обществознание/
авт. – сост.
О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Национальное образование,
2019.
Конституция РФ.- М.,2021
Сборник кодексов РФ. – М.,2018
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ). –
М., АСТ:Астрель, 2018

10. ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова,
Т.Е.Лискова. М. 2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».