Развитие школьной инфраструктуры как фактор повышения качества образования Показателями качества работы школы, правильности выбранной педагогической стратегии всегда оставались дети, уровень их развития. Кто как не дети являются индикатором успехов или неудач учителя?! «..Если ребенок приходит задумчивым из школы, значит, там что-то не в порядке,..» -писал В. Сухомлинский. И наоборот, веселые и здоровые дети — свидетельство того, что педагогическая теория нашла реальное воплощение в практике. Каждый учитель готов отстаивать свою позицию, что его школа - лучшая. Наш коллектив придерживается такого же мнения относительно своей школы. И тем не менее мы часто задумываемся: а что необходимо изменить в школе, чтобы шагать в ногу со временем и при этом сохранить свой контингент, отвечать запросам населения, держать планку качества образования?! И какую роль при этом играет инфраструктура образовательного учреждения? “…Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Одна из важнейших задач, которая сейчас перед школой: обеспечение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры и комплексному обновлению условий реализации образовательных программ. 1. Обеспечение безопасных условий . Первостепенное значение имеет создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся.В нашей школе совершенствовалась база пожарной безопасности: произведен капитальный ремонт системы оповещения, установлена тревожная кнопка, сигнал выведен на пульт пожарной охраны. выполнены все предписания пожарной инспекции. Заменены оконные блоки на 2 этаже школы на пластиковые стеклопакеты. 2. Кадровый потенциал ОУ. Обучение по различным УМК требовало качественной подготовки кадров. И мы отошли уже от периодичности прохождения курсов 1 раз в пять лет. Жизнь диктовала свои условия: и наши педагоги проходят курсы, проводимые авторами учебно-методических комплектов, семинары. Не случайно в 2010 году нашей школе было доверено участие в инновационной деятельности по введению ФГОС НОО. За 2010-2012 годы обучение по новым стандартам прошли все педагоги начальной школы. С 2011 года мы начали обучение остальных педагогических работников, которые с 2014 года начнут обучать детей по ФГОС ООО. 3. Требования к условиям. Введение новых стандартов указало нам на Требования к условиям ведения образовательной деятельности. Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы об образовании. Школа – надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя. Поэтому приоритетами в совершенствовании инфраструктуры школы для нас являются : обеспечение доступа к методическим, информационным ресурсам; оборудование специализированных кабинетов учителей, их техническое оснащение; функционально и эстетически грамотно спланированное школьное пространство, обеспечивающее физическую и психологическую безопасность; использование информационных технологий; наличие пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения, обеспечение образовательных потребностей ученика, личностный рост; наличие системы поддержки и сопровождения учащихся. Наша школа расположена в приспособленном здании с центральным отоплением, системой канализации и водоснабжения. В школе 25 учебных кабинетов, имеются спортивный зал, столовая, актовый зал, медицинский кабинет, библиотека, 2 компьютерных кабинета, кабинет логопеда, кабинет социального педагога. В школе совершенствуется материально- техническое обеспечение всего процесса: создаются рабочие места учителей; школа подключена к сети Интернет; кабинеты оборудованы интерактивными комплексами; в кабинет начальных классов поступило новое оборудование – мобильный класс; полностью обновляются учебно-методические комплекты в соответствии с ФГОС. 4. Обеспечение здоровьесберегающей среды обучающимся Обновляется спортивное оборудование и спортивный инвентарь. В 2013 году были приобретены лыжи для детей разного школьного возраста. Для психологической разгрузки детей и сотрудников оборудован кабинет для занятий музыкальной ритмикой. Комплекс мер модернизации образования Одним из значимых источников финансовых средств для оснащения учебных кабинетов, приобретения современного лабораторного, спортивного оборудования, методических пособий, технологического оборудования для пищеблока явились средства, полученные по Комплексу мер модернизации образования. Существенным приобретением стало технологическое оборудование для пищеблока, особенно линия подогрева пищи на раздаче в обеденном зале. Это позволит всегда сохранять приготовленную пищу в теплом виде и обеспечит качественное горячее питание. Охват питанием в школе составляет 71%. Во многом эти достижения обусловлены тем, что в течение последних лет ключевым направлением реализации программы развития нашей школы явилась работа по созданию и развитию современной школьной инфраструктуры: т.е. совокупности всей материальнотехнической и методической базы, всех служб школы, а также связей с организациями, обеспечивающими необходимые условия для деятельности школы в целом. Конечно, существует еще целый ряд проблем, которые так или иначе тормозят развитие школы. Но общими усилиями многие задачи решаются. Говоря об инфраструктуре школы, мы убеждены, что дети должны учиться в красивой школе. Это создает позитивное настроение к той среде, в которой ребенок находится целый учебный день. Красивая школа — это не только (и не столько!) радующий глаз нарядный фасад здания! Это - прежде всего то духовное начало, которое она закладывает в души детей. Красивая школа — та, где есть желание детей учиться, а педагогов — работать. Красивая школа должна быть «огнем, мерцающим в сосуде», а не «сосудом, в котором пустота», если говорить словами известного русского поэта Н. Заболоцкого. Красивая школа — это счастливые, одухотворенные дети и мудрые преподаватели; дружный коллектив и атмосфера дружбы, сотрудничества, здорового соперничества.