Принят на заседании
«Утверждаю»
педагогического совета
Директор МОУ СОШ №1 г. Белинского
Протокол № 1
Пензенской области им. В.Г. Белинского
от 27.08.2025 года
___________
С. Ю.Котелкина
Приказ № 190 от 27.08.2025 года
Учебный план
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области имени
Виссариона Григорьевича Белинского
на 2025-2026 учебный год
Учебный план
для школы, реализующей ФГОС.
Учебный план
начального общего образования.
Пояснительная записка.
Нормативным основанием формирования учебного плана начального общего образования для 1-4-х
классов МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского на 2025– 2026
учебный год являются:
- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте
России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями, внесенными приказами
Минобрнауки России № 1241 от 26 ноября 2010 г.; № 2357 от 22 сентября 2011 г., №1060 от 18
декабря 2012 года, №1643 от 29 декабря 2014 года, №507 от 18 мая 2015 года, № 1576 от 31.12.2015
года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
Нормативным правовым актом школы, регламентирующим особенности организационнопедагогических условий и содержание деятельности школы по реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, является основная
образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского
Пензенской области, им. В.Г. Белинского разработанная на основе федеральной образовательной
программы начального общего образования.
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), распределяет учебное время,
отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной
образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной
программы начального общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для
углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В 1 классе в
соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую
нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных
областей приведены в таблице:
№
п/п
Предметные
области
Основные задачи реализации содержания
1
Русский язык и Формирование первоначальных представлений о русском языке
литературное
как государственном языке Российской Федерации, как средстве
чтение
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
2
Иностранный
язык
3
Математика
информатика
4
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
5
Основы
религиозных
культур
и
светской этики.
6
и
Основы
духовнонравственной
культуры
народов России.
Искусство
7
Технология
8
Физическая
культура
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Развитие
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление
поисково-аналитической
деятельности
для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Согласно требованиям
ФГОС, для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 675 часов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 час
Продолжительность учебной недели для учащихся 1-4 классов составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4 классах –34 учебные
недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом –
8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность урока составляет: в 1 классе – 35 минут в 1 полугодии, 40 минут во втором
полугодии; во 2-4 классах – 45 минут.
При проведении занятий по иностранному языку (2-4
классы) осуществляется деление классов на группы при наполняемости 25 человек и более.
Учебный план (недельный) начального общего образования
для 1-4 классов, ФГОС НОО
Предметные области
Учебные предметы
1
1.Обязательная часть
Классы
2
3
4
Количество часов
Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание (окружающий
мир)
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
5
4
4
2
5
4
2
4
2
5
4
2
4
2
5
4
2
4
2
Основы религиозных культур и
светской этики.
Основы религиозных культур
и светской этики. Основы
мировых религиозных
культур.
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
-
-
-
1
1
1
1
3
20
1
1
1
2
22
1
1
1
2
22
1
1
1
2
23
1
1
1
0
693
1
782
1
782
782
33
21
24
23
34
23
34
23
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого:
2. Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Технология
Всего часов
Час здоровья
Учебные недели
Аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Учебный план
основного общего образования (для 5 - 9 классов).
Пояснительная записка
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования (далее
– учебный план) для 5-9-х классах на 2025/2026 учебный год являются следующие документы:
– Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897(с
последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287)
–санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189(ред. от 24.11.2015),
зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
– Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 08.05 2019 № 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки
России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию процесса
реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
– письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке»;
– письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192
«О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
– Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации»
(вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).
Нормативным правовым актом образовательного учреждения, регламентирующим особенности
организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации
Стандарта является основная образовательная программа, разработанная на основе примерной
основной образовательной программы основного общего образования.
Учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
учебных предметов по классам (годам обучения).
Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями. Инвариантная
часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов, что гарантирует
выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с минимумом содержания образования.
Региональный компонент плана отражает региональное своеобразие природы, истории, культуры и
экономики края.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
-иностранные языки (иностранный язык);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика,
информатика);
- общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
- естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (труд(технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности и защиты Родины
(физическая культура, основы безопасности и защиты Родины);
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 5 – 9 классах представлена:;
«Естественно-научная грамотность. География» ( 1 час в 5 классах),), «Естественнонаучная грамотность. Биология» (в 1 час в 5 классах) для усиления обязательной части
в предметных областях «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные
предметы».
«Финансовая грамотность» (по 1 часу в 6, 7 классах) для обеспечения интересов
обучающихся в 6х классов.
«Креативное мышление» (1 час в 7 классах) для усиления обязательной части в
предметной области «Общественно-научные предметы»;
Курс «Агротехнология» (в 8 классе 2 часа в неделю) для обеспечения интересов
обучающихся в 8х агроклассах.
Для усиления технологической направленности вводится 1 час технологии в 9 классах.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5338 часов.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике и ИКТ (5-9 классы)
осуществляется деление классов на группы при наполняемости 25 человек и более.
Учебный план (недельный) основного общего образования
Предметные области
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
для 5-9 классов, ФГОС ООО
Учебные
предметы
Классы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Химия
Физика
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура
Технология
Основы безопасности и защиты
Родины
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Естественно-научная
Общественно-научные
грамотность. География
предметы
Общественно-научные
предметы
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 6дневной неделе) в соответствии
с действующими санитарными
правилами и нормами
Естественно-научная
грамотность.Биология
V
Количество часов в неделю
(в год)
VI
VII
VIII
агрокласс
5
3
6
3
5
5
3
IX
4
2
3
2
3
3
3
3
2
1
1
3
3
2
1
1
2
3
2
1
1
2,5
1
1
1
1
2
1
1
1
2
-
1
1
2
-
2
1
1
2
-
1
2
2
2
1
2
2
2
3
2
27
2
1
2
28
2
2
30
2
3
3
3
3
2
1
3
1
1
1
1
2
31
2
2
32,5
1
1
Финансовая грамотность
Семьеведение
Финансовая грамотность
Естественно-научная
грамотность.Физика
Агротехнология
Креативное мышление
1
1
0,5
1
1
2
34
986
29
34
1020
30
34
1088
32
34
1122
33
34
1122
33
Учебный план
среднего общего образования (для 10 класса).
Нормативным основанием формирования учебного плана среднего общего образования (далее –
учебный план) для 10 класса на 2025-2026 учебный год являются следующие документы:
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413(с последующими
изменениями);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413» c обновлениями от 23.09.2022 г. и ФОП СОО, утвержденной приказом
Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 371)
–санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189(ред. от 24.11.2015),
зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
– письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
– письмо Минобрнауки России от 21.01.2013 № 23/08 и № 9-01-39/05-ВМ «Об использовании
ресурсов музеев в образовательной деятельности, в том числе в рамках внеурочной деятельности»;
- письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы со
словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»;
- письмо Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании антикоррупционного
мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
- Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Учебный план является нормативным правовым актом, его разработка и утверждение
осуществляется в порядке, определенном Уставом организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения).
Пункт 18.3.1.ФГОС СОО устанавливает не только обязательные предметные области, но и
обязательные предметы, которые отражены в учебном плане.
При разработке учебного плана учтено требование п.15 ФГОС СОО о выделении в ООП СОО
обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей:
-Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы
«Русский язык», «Литература» (базовый уровень).
-Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы
«Иностранный язык» (базовый уровень)
- Предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные предметы:
«История» (базовый уровень), «География» (базовый уровень), «Обществознание» (базовый
уровень).
- Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
«Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия» «Вероятность и статистика», ) (базовый
уровень), «Информатика» (базовый уровень).
- Предметная область «Естественно-научные предметы», включающая учебные
предметы: «Физика» (базовый уровень), «Биология», (углубленный
уровень), «Химия»
(углубленный уровень).
-Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности и защиты
Родины», включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень),«Основы
безопасности и защиты Родины» (базовый уровень).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 10 классе представлена:
для усиления обязательной части в предметной области «Естественно-научные
предметы»; Естествознание (химия) – 1 час, Естествознание (биология) – 1 час,
Астрономия – 1 час.
Продолжительность учебного года в 10 классе составляет 34 учебные недели.
Школа предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных
планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей на базовом или
углубленном уровне, в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание»,
«Обществознание», «Россия в мире», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся; обеспечивает реализацию учебного плана социально-экономического профиля.
Учебный план социально-экономического профиля содержит не менее 16 учебных предметов
и предусматривает изучение не менее двух учебных предметов из каждой предметной области, в том
числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая
культура», «Основы безопасности и защиты Родины».
Учебный план социально-экономического профиля обучения содержит не менее 2 учебных
предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной
области и смежной с ней предметной области.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Количество учебных занятий за 1 год составляет 1156 часов.
Продолжительность учебного года в 10 классе составляет 34 учебные недели.
Число часов на вариативную часть определено для пятидневной учебной недели.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике и ИКТ ( 10 классы),
физической культуре ( 11 класс) осуществляется деление классов на группы при
наполняемости 25 человек и более.
При разработке учебного плана учтено Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" с последующими изменениями.
Учебный план
среднего общего образования для
10 класса (социально-экономический профиль).
Предметная область
Учебный предмет
Русский язык и литература
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Иностранные языки
Обязательные учебные предметы
Математика и информатика
Алгебра и начала
математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Естественно-научные
предметы
Химия
Биология
Общественно -научные
предметы
История
Обществознание (У)
География (У)
Физическая культура
Физическая культура
Основы безопасности и
защита Родины
Основы безопасности и
защита Родины
Индивидуальный проект
Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса
Итого:
Естественно-научные
предметы
Естествознание. Химия
Естествознание. Биология
Астрономия
Всего часов за год
Итого:
Аудиторная учебная нагрузка
2025-2026
10 кл
2
3
3
2
2026-2027
11 кл
2
3
3
3
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
4
3
2
1
4
3
2
1
1
31
3
1
30
4
1
1
1
1
1156
34
34
1
1156
34
34
Учебный план
среднего общего образования (для 11 класса).
Нормативным основанием формирования учебного плана среднего общего образования (далее –
учебный план) для 11 класса на 2025-2026 учебный год являются следующие документы:
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413(с последующими
изменениями);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413» c обновлениями от 23.09.2022 г. и ФОП СОО, утвержденной приказом
Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 371)
–санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189(ред. от 24.11.2015),
зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
– письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
– письмо Минобрнауки России от 21.01.2013 № 23/08 и № 9-01-39/05-ВМ «Об использовании
ресурсов музеев в образовательной деятельности, в том числе в рамках внеурочной деятельности»;
- письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы со
словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»;
- письмо Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании антикоррупционного
мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
- Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Учебный план является нормативным правовым актом, его разработка и утверждение
осуществляется в порядке, определенном Уставом организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения).
Пункт 18.3.1.ФГОС СОО устанавливает не только обязательные предметные области, но и
обязательные предметы, которые отражены в учебном плане.
При разработке учебного плана учтено требование п.15 ФГОС СОО о выделении в ООП СОО
обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей:
-Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы
«Русский язык», «Литература» (базовый уровень).
-Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы
«Иностранный язык» (базовый уровень).
- Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый уровень), «География» (углубленный
уровень), «Обществознание»
( углубленный уровень), «Россия в мире» (базовый уровень).
- Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
«Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию, вероятность и
статистику) (базовый и углубленный уровни),«Информатика» (базовый уровень).
- Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы: «Физика»
(базовый уровень), «Биология», (базовый уровень), «Химия» (базовый уровень), «Физика»,
«Химия» и «Биология» на базовом уровне.
-Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности и защиты
Родины », включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень), «Основы
безопасности и защиты Родины» (базовый уровень).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 11 классе представлена:
учебными предметами «Экология» (1 час), «Естествознание. Физика», «математическая
грамотность» (1час), «География Пензенской области» для усиления обязательной части
в предметных областях «Общественно-научные предметы» «Естественнонаучные
предметы», «Математика и информатика» в том числе для выполнения требований
ФГОС СОО;
Продолжительность учебного года в 11 классе составляет 34 учебные недели.
Школа предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных
планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей на базовом или
углубленном уровне, в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание»,
«Обществознание», «Россия в мире», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся; обеспечивает реализацию учебного плана естественно- научного профиля.
Учебный план естественно- научного профиля обучения содержит не менее 16 учебных
предметов и предусматривает изучение не менее двух учебных предметов из каждой предметной
области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в
мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины», «Астрономия».
Учебный план естественно- научного профиля обучения содержит не менее 2 учебных
предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной
области и смежной с ней предметной области.
В учебном плане 11 класса не предусмотрено выполнение индивидуального проекта.
Количество учебных занятий за 1 год составляет 1156 часов.
Продолжительность учебного года в 11 классе составляет 34 учебные недели.
Число часов на вариативную часть определено для пятидневной учебной недели.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике и ИКТ ( 10-11 классы),
физической культуре ( 11 класс) осуществляется деление классов на группы при
наполняемости 25 человек и более.
При разработке учебного плана учтено Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" с последующими дополнениями.
Учебный план
среднего общего образования для
11 класса (естественно-научный профиль).
Предметная область
Учебный предмет
Русский язык и литература
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Иностранные языки
Обязательные учебные предметы
Математика и информатика
Алгебра и начала
математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Естественно-научные
предметы
Химия (У)
Биология (У)
Общественно -научные
предметы
История
Обществознание
География
Физическая культура
Физическая культура
Основы безопасности и
защита Родины
Основы безопасности и
защита Родины
Индивидуальный проект
Часть, формируемая
участниками
образовательного процесса
Итого:
Общественно -научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Математическая грамотность
Экология
География Пензенской области
Креативное мышление
Учебные недели
Всего за год
Аудиторная учебная нагрузка
2025-2026
11 кл
2
3
3
3
1
1
1
2
3
3
2
2
1
2
1
30
4
1
1
1
1
34
1156
34
Приложение №1
Внеурочная деятельность (1-4 класс)
Направление
Название курса
Количество часов
1 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Разговоры о важном
1а – 1ч,
1б - 1ч
1а – 1ч,
1б - 1ч
1а – 1ч
1б – 1ч
Орлята России
Рассказы о животных
2 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Разговоры о важном
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Разговоры о важном
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Разговоры о важном
2а – 1ч
2б – 1ч
2а – 1ч,
2б - 1ч
Орлята России
3 класс
3а – 1ч
3б – 1ч
3а – 1ч,
3б - 1ч
Орлята России
4 класс
4а – 1ч
4б – 1ч
4а – 1ч,
4б - 1ч
2
Орлята России
Шахматы
Внеурочная деятельность (5-9 класс)
Направление
Название курса
Количество часов
5 класс
Коммуникативная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
«Учение с увлечением!»
Разговоры о важном
Радиотехника
Орлята России
Удивительный макромир. Биология «Центр
Точка роста»
2
2
2
0,5
6 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Разговоры о важном
2
Россия – мои горизонты
2
История Пензенского края
1
7 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
«Учение с увлечением!»
«Учение с увлечением!»
«Учение с увлечением!»
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
«Учение с увлечением!»
Информационная культура
Информационная культура
Разговоры о важном
2
Россия – мои горизонты
2
Робототехника
2
Строевая подготовка
1
8 класс
Разговоры о важном
2
Россия – мои горизонты
2
Физика вокруг нас «Центр Точка роста»
Занимательная химия «Центр Точка роста»
География Пензенской области
1
Разговоры о важном
2
Россия – мои горизонты
2
География Пензенской области
1
История Пензенского края
1
История в лицах
2
9 класс
Внеурочная деятельность (10-11 класс)
10 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Разговоры о важном
1
Россия – мои горизонты
1
История Пензенского края
1
11 класс
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Разговоры о важном
1
Россия – мои горизонты
1
История в лицах
1
1
0,5