Рабочая программа учебного предмета "Информатика в задачах" для обучающихся 9 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол № 1 от 25.08.2023 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №1
г.Белинского им. В.Г. Белинского
________________/Котелкина С.Ю./
Приказ № 180 от 31.08.2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 464124)
среднего общего образования
по учебному предмету «Информатика в задачах»
для обучающихся 9 классов

Учитель: Кошелева Е.С.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая предмета «Информатика в задачах» составлена в соответствии c:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом МОиН России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утв. Приказом МОиН России от 30.08.2013 № 1015;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, направленными МОиН РФ №08 – 1228 от
7 августа 2015 года (п.11, 12);
- Письмом Комитета по образованию от 23.03.2020 №03-12-259/20-0-1 «О направлении
методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных
учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств
личности.
Целями реализации рабочей программы являются:
- систематизация знаний и умений по курсу информатики и подготовка к государственной
итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.
2

Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает
решение следующих задач:
● выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
● сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;
● сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
● развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для учеников 9 класса. Структура курса представляет собой набор
логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает
системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный
дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени
подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса
можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий
выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ.
Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные
комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее
эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается
самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №1 г.Белинского Пензенской области им.В.Г.
Белинского, составленном на основе соответствующих нормативных документов, рабочая программа
рассчитана на преподавание в 9 классе в объеме 17 часов.
Количество часов в год – 17 часов.
Количество часов в неделю – 0,5 часа.
Количество практических работ 13.

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного
предмета
Изучение информатики в 9 классах направлено на достижение следующих результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
3

1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и классе в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
4

● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса
для получения улучшенных характеристик продукта;
● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;
● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
● выделять явление из общего ряда других явлений;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
5

● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию;
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст;
● критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
1.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
6

●
●
●
●

соблюдать нормы публичной речи;
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
принимать решение в ходе диалога;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.

Предметные результаты:
● дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
● углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
● закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
● развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
● углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.

Содержание учебного предмета, курса
● Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых
заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
● Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения
количества информации. Кодирование и декодирование информации.
2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и
декодирование информации. Логические значения, операции, выражения
2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Элементы
содержания:
формализация
описания
реальных
объектов
и
процессов, моделирование объектов и процессов.
2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»
Элементы
содержания:
создание,
именование,
сохранение,
удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.
2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»
Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.
2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
7

команд»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Алгоритмические конструкции.
2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»
Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Кодирование и декодирование информации.
2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом
языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на
алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты:
цепочки символов, числа, списки, деревья
2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов,
моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты
2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию»
Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе
данных
2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической
и звуковой информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения
количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись
текстовой информации с использованием различных устройств
2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании
2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения
количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал,
скорость передачи информации
2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий
цепочки символов или списки»
Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»
Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения
к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)
2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»
Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные
8

каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы или базы данных»
Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу,
изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и
вычисления по ним.
2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

Тематическое планирование учебного предмета, курса
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Всего
Теория Практика
часов
Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике
Содержание учебного материала

Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике
Тематические блоки
Количественные параметры информационных объектов
Значение логического выражения
Формальные описания реальных объектов и процессов
Файловая система организации данных
Кодирование и декодирование информации
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Простейший циклический алгоритм, записанный на
алгоритмическом языке
Анализирование информации, представленной в виде схем
Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию
Дискретная форма представления числовой, текстовой,
графической и звуковой информации
Скорость передачи информации
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий
цепочки символов или списки
Поиск информации в Интернет
Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы или базы данных
Короткий алгоритм в среде формального исполнителя. Короткий
алгоритм на языке программирования

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
0,5

1

0,5

0,5
1

1
1

0,5
1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5
1

1
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5
9

Итого

17

7

11

Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение образовательного
процесса
УМК для учителя:
Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
УМК для обучающихся:
Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
● Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
● Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
● Сайт для подготовки к ОГЭ (http://sdamgia.ru/).
● Сайт Полякова К.Ю. (https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm).
● Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Техническое обеспечение:
● Операционная система.
● Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа.
● Программа-архиватор.
● Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и
системы управления базами данных.
● Звуковой редактор.
● Система оптического распознавания текста.
● Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый
клиент (входит в состав операционных систем или др.).
● Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного
общения
● Простой редактор Web-страниц

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Дата

Тема урока
План

Факт

Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике
Количественные параметры информационных объектов
Значение логического выражения
Формальные описания реальных объектов и процессов
Файловая система организации данных
Кодирование и декодирование информации
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Простейший циклический алгоритм, записанный на
алгоритмическом языке
Анализирование информации, представленной в виде схем
10

11
12
13
14
15
16
17

Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию
Дискретная форма представления числовой, текстовой,
графической и звуковой информации
Скорость передачи информации
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий
цепочки символов или списки
Поиск информации в Интернет
Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы или базы данных
Короткий алгоритм в среде формального исполнителя
Короткий алгоритм на языке программирования

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».