Рабочая программа учебного предмета "Читательская грамотность" для обучающихся 8 класса

Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области
им. В.Г. Белинского

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на заседании педсовета

Директор

протокол №1

от 28.08.2023 г.

________________________

протокол №1

Котелкина С.Ю.
Приказа №
От 31.08.2023 г.

Рабочая программа по предмету
«Читательская грамотность»
8 класс

2023-2024г.

Пояснительная записка
Основной целью программы является развитие читательской грамотности учащихся 8
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширятьсвои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Место курса «Основы читательской грамотности» в учебном плане
Программа рассчитана на 1год обучения 1 час в неделю – 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами являются:

Оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания
Личностными результатами являются:

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческихценностей;

формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.
Метапредметными результатами являются:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.
№
п/п

Название раздела

Содержание тем учебного предмета
Вид деятельности
Колво часов

1

Определение основной темы и
идеи в драматическом
произведении.
Учебный текст как источник
информации.

8

2

Сопоставление содержания
текстов официально-делового
стиля.
Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменённой ситуации?

2

Поиск ошибок в предложенном
тексте.
Типы текстов: текст-инструкция
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)

3

3

4
5

4

6

Анализируют текст: определяют тему,
основную мысль, способы и средства
связи предложений, расширяют круг
сведений о языковых и речевых
средствах, характерных для речи
фольклорных
произведен
ий,спецификой их тематики, отбора
языкового материала. Анализируют
драматические произведения
Сопоставляют содержания текстов
официально-делового
сти
ля;анализируют текст.
Интерпретируют текст; оценивают
текст с точки зрения соответствия
коммуникативным
требовани
ям;
редактируют
написанное,
соблюдают нормы русского языка;
классифицируютошибки.
Учатся искать разные виды
ошибок втексте
Сравнивают и противопоставляют
заключённую в тексте
информацию
разного
характера. Знакомятся
с

основными способами создания
текстов-

6

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.

5

7

Работа с несплошным текстом.

4

8

Проведение рубежной аттестации

3

описаний,
носящих
разное
функциональное
назначение.
Сопоставляют и создают тексты –
описания разного функционального
назначения
Получают
знания о разных типах
заданий
на грамотность; выполняют
позиционные задания.
Работают
с
сплошным
текстом;
преобразовывают сплошные тексты в
несплошные, переходят от одного
представления данных к другому.
Анализируют ошибки; классифицируют
ошибки, работают над ними; обобщают,
систематизируют,
сопоставляют
ошибки, допущенные в контрольных
работах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
«Читательская грамотность» 8 класс
№

Тема занятия

1.

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).

Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Теория

Практика

8

2,5

5,5

3

1

2

3

0,5

2,5

6

1,5

4,5

3

0

3

5

0,5

4,5

4

0

4

3
34

3

Воспитательный потенциал занятий курса «Читательская грамотность» реализуется через:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
 демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбияи добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах,которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.

Учебно-методический комплекс
1.
Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого
анализахудожественного текста на II и III ступени обучения как способ
совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Воюшина, М. П.
Модернизация литературного образования и развитие младших школьников:
Монография. – СПб.: Сударыня, 2017
2.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в
рамкахНациональной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников
образовательных учреждений, М.: 2008
3.
Пересветова Е.В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках
русскогоязыка. М.: Чистые пруды. 2007
4.
Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010
5.
Шелестова З. А. «Чтение — превосходный профессор литературы» Литература в
школе №7, 1999


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».