МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО 442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458 тел.(2-11-74) Рассмотрено на заседании МО Одобрено на заседании педсовета протокол № от 28.08.2023 г. «Утверждаю» директор школы __________Котелкина С.Ю. Приказ № 180 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса естественно-научной грамотности (базовый уровень). 5а, 5б, класс Составитель: Высоцкая Татьяна Николаевна Фамилия, имя, отчество Учитель высшей квалификационной категории Должность, квалификационная категория 2023-2024 учебный год. Рабочая программа по естественно-научной грамотности на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также примерной программы воспитания. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООПООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно- научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 34 часа. Данная программа рассчитана на преподавание в 5 классе из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе: 1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы 2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); 3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); 5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни ПОР 5 класс Уровень Находит и извлекает Типовые задачи Инструменты и средства Определить вид текста, Тексты (учебный, его источник. художественный, узнавания и понимания Учим воспринимат ьи объяснять информацию информацию из различных текстов Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. научнопопулярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественнонаучны е, финансовые. Объём: не более одной страницы. Личностные результаты ученик научится: • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни. ученик получит возможность научиться: критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формировать эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты ученик научится: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы); готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников; владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивать информацию, добытую из различных источников; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс Содержание Формы организации Виды деятельности Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамики. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации учащихся Беседа, демонстрация Находит и записей звуков извлекает информацию из различных текстов Наблюдение Находит и физических явлений извлекает информацию из различных текстов Презентация. Находит и Учебный извлекает эксперимент. информацию из Наблюдение различных текстов физических явлений Презентация. Находит и Учебный извлекает эксперимент. информацию из Наблюдение различных текстов физических явлений Работа с Находит и коллекциями извлекает минералов и горных информацию из пород. различных текстов Беседа. Презентация Находит и извлекает информацию из различных текстов Беседа. Презентация Находит и извлекает информацию из различных текстов Тестирование Находит и извлекает информацию из различных текстов Календарно - тематическое планирование № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тема урока Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы Слышимые и неслышимые звуки Решение заданий Устройство динамики Решение заданий Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека Решение заданий Движение и взаимодействие частиц Решение заданий Признаки химических реакций. Природные индикаторы Решение заданий Вода Решение заданий Уникальность воды Решение заданий Углекислый газ в природе и его значение Решение заданий Земля, внутреннее строение земли Решение заданий Знакомство с минералами, горной породой и рудой Решение заданий Атмосфера земли(1) Дата по плану 5А 5Б класс класс 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 21 неделя 21 неделя 22 неделя по факту 5А класс 5Б класс 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Решение заданий Атмосфера Земли (2) Решение заданий Уникальность планеты Земля. Решение заданий Условия для существования на Земле Решение заданий Свойство Живых организмов Решение заданий Решение заданий Проведение рубежной аттестации Резерв 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя