МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО 442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458 тел.(2-11-74) Рассмотрено на заседании МО Одобрено на заседании педсовета протокол № 1 от 28.08.2023 г. «Утверждаю» директор школы __________Котелкина С.Ю.. Приказ № 180 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса естественно-научной грамотности (базовый уровень). 6а, 6б класс Составитель: Высоцкая Татьяна Николаевна Фамилия, имя, отчество Учитель высшей квалификационной категории Должность, квалификационная категория 2023-2024 учебный год. Рабочая программа по естественно-научной грамотности на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также примерной программы воспитания. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООПООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно- научных учебных предметовна уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные. Рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 34 часа. Данная программа рассчитана на преподавание в 6 классе из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе: 1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы 2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); 3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); 5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни ПОР Типовые задачи 6 класс Уровень понимания и применения Применяет информацию , извлечённую из текста, для решения разного рода Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное Учим думать и Инструменты и средства Задачи (проблемные, ситуационные, практикоориентированные, открытого типа, контекстные). рассуждать проблем значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице) Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Проблемнопознавательные задания. Графическая наглядность: графсхемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты ученик научится: • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни. ученик получит возможность научиться: критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формировать эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты ученик научится: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы); готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников; владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивать информацию, добытую из различных источников; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 6 класс Содержание Формы организации Виды деятельности учащихся Наблюдение Применяет информацию, извлечённую из Тело и вещество. Агрегатные текста, для решения состояния вещества разного рода проблем Лабораторная работа. Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Масса. Измерение массы тел. Применяет Моделирование. информацию, извлечённую из текста, для решения Строение вещества. Атомы и разного рода проблем молекулы. Модели вещества Презентация. Применяет Тепловые явления. Тепловое Учебный информацию, расширение тел. Использование эксперимент. извлечённую из явления теплового расширения Наблюдение текста, для решения для измерения температуры. физических явлений. разного рода проблем Проектная работа. Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Обсуждение. Исследование. Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Модель солнечной системы. Проектная работа. Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Царства живой природы Обсуждение. Исследование. Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Контроль знаний Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Проведение рубежной аттестации Календарно - тематическое планирование № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема урока Дата по плану 6А класс 6Б класс вещество. 1 неделя состояния Тело и Агрегатные вещества Решение заданий Масса. Измерение массы тел. Решение заданий Строение вещества Решение заданий Атомы и молекулы. Модели вещества Решение заданий Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Решение заданий Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Решение заданий Плавление и отвердевание Решение заданий Испарение и конденсация. Кипение. Решение заданий Представления о Вселенной(1) Решение заданий Представления о Вселенной(2) Решение заданий Модель солнечной системы(1) Решение заданий Модель солнечной системы(2) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 21 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя по факту 6А класс 6Б класс Решение заданий Царства живой природы(1) Решение заданий Царства живой природы(2) Решение заданий 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя Царства живой природы(3) Решение заданий Царства живой природы(4) Решение заданий Проведение рубежной аттестации 34. Резерв 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 неделя