МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)
Рассмотрена
на заседании МО
протокол № 1
26. 08.2024
Одобрена на заседании
педсовета от 28.08.2024
протокол № 1
«Утверждаю»
Директор школы
____________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 134
от « 30 » 08 2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
Учитель
Дедов А.И.
Класс
4
Всего часов в год
68
Всего часов в неделю 2
Возраст обучающихся –7-17 лет
Срок реализации – 1 год
2024– 2025 учебный год
Пояснительная записка
Цель программы дополнительное шахматное образование для учащихся с 7 до
17 лет.
Шахматное
образование
включает
в
себя
повышение
уровня
общей
образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие
мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у
детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих
способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и
умения преодолевать трудности.
Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех
образовательных уровней: второй, первой и высшей лиг, принятых в нашем шахматном
объединении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Модели образовательных уровней лиг выстроены на основании
выводов ведущих педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о возможностях
развивающего обучения. Важно, что развивающее обучение стимулирует психическое
развитие детей, создает у них устойчивую познавательную мотивацию, способствует
развитию разносторонних интересов и потребности в обучении. Развивающее обучение не
только опирается на достигнутый воспитанниками уровень мышления, внимания, памяти и
других психических процессов, но и активно создает "новые способы ориентировки в
действительности,
новые
уровни
познавательной
деятельности"
(В.А.Иванников,
психолог).
Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения
второй лиги достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной
азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характеров),
шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направлениям), а также в
результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.
Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой лиги
шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных основ
комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа
шахматной игры различных шахматных школ и направлений.
Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками высшей лиги
шахматного объединения в результате усвоения ими всего образовательного курса
программы и итогового раздела "Основы стратегии шахматной игры методом
сравнительного анализа теории Стейница и гипермодернизма".
Итоговый образовательный уровень высшей лиги не является результатом
простого сложения всех образовательных уровней лиг. Образовательные уровни второй,
первой и высшей лиг стимулируют расширение и развитие индивидуальных личностных
возможностей воспитанников шахматного объединения. Образовательные уровни лиг
гарантируют интеллектуальный рост каждого учащегося до определенной ступени, с
которой он может подняться на иной, более высокий качественный уровень игры.
Итоговый образовательный уровень высшей лиги соответствует современным
требованиям к качеству дополнительного образования.
Психолого-педагогический процесс в шахматном объединении Центра творчества
"На Вадковском" – это "восхождение" учащегося от начального образовательного уровня
второй лиги через углубленный курс первой лиги к итоговому образовательному уровню
высшей лиги на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной
грамотности и творчеству, развития индивидуальных возможностей детей, воспитания у
них способности к волевой регуляции поведения.
Образовательные уровни лиг программы шахматного объединения формируют
главный стимул для воспитанников: ощущение постоянного личностного роста.
В педагогическом процессе богатейший потенциал шахмат – образовательный,
культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный используется в
целях обогащения и развития духовного мира детей.
В сферу шахматного образования включены развитие мыслительных способностей
и интеллектуального потенциала учащихся. Развитие мыслительных способностей связано
с совершенствованием умственных возможностей ребят, их умения самостоятельно думать
и делать выводы. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих
мобильности и силы ума.
В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного
образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих
воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со
своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения
заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось
детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы
работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания воспитанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после успешного
завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива.
В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к
управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения.
В этом случае мы опираемся на теоретическое положение о том, что "волевая
регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Волевая
регуляция является прижизненным образованием и ее становление включено в процесс
общего развития личности, в котором она составляет одну из важнейших сторон"
(В.А.Иванников).
В работе отражены уровни волевой регуляции, соответствующие разным
возрастным периодам:
1. Развитие произвольности в младшем школьном возрасте.
2. Способность к саморегуляции и самовоспитанию в подростковом возрасте.
3. Саморазвитие своих возможностей в старшем школьном и юношеском возрасте.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания
способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции,
воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность
согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений
в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и
коллективизм.
Программа реализуется по принципу последовательного усвоения воспитанниками
содержания материала трех образовательных уровней: начального образовательного
уровня второй лиги, углубленного образовательного уровня
первой лиги и, затем,
итогового образовательного уровня высшей лиги.
Цель и задачи программы
Цель программы: Подготовка юных шахматистов 1-го спортивного разряда и
выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы,
основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:
Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой
расчёта вариантов в практической игре.
Усвоение
обучающимися
стратегических
основ
шахматной
игры,
методов
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии.
Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических
приёмов в типовых положениях.
Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного
перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.
Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях
большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам
построения своего дебютного репертуара.
Комплексное формирование основ шахматной культуры.
Программа предусматривает две основные формы занятий:
Теоретическое занятие.
Игра на турнире.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по
подгруппам и индивидуально.
1 Групповые занятия:
лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на
определенную теоретическую тему; группа и преподаватель выступают в роли
слушателей и оппонентов;
диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение
дебюта, который, с точки зрения теории Стейница, является неправильным и
некорректным, а с точки зрения гипермодернистов совершенно обоснованным.
Учащиеся заранее получают материал к занятию и готовятся к полемике.
2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При
этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
3. Индивидуальная работа:
работа с заданиями по тактике (на карточках);
работа с дебютной картотекой;
работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);
тренировочные партии с преподавателем;
тренировочные партии с компьютером;
разбор сыгранной партии.
Игра на турнире.
1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным
нормам турнира.
2. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и
эндшпиля.
3. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других более
сильных шахматистов.
4. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин.,
15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
5. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с
другими коллективами.
6. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента
соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
7. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против
другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.
8. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих
менее опытных противников.
Учебно-тематический
план занятий
Первый год обучения
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Сентябрь.
1. Набор детей в группы.
1 часов
2. История и легенды о возникновении шахмат.
1 час
3. Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали,
обозначения полей.
2 часа
4. Изложение правил передвижения фигур с упражнениями.
1 час
5. Рокировка и взятие на проходе.
1 час
6. Исход игры: шах, мат, пат, ничья.
1 час
7. Тренировочные партии по учебным позициям.
1 час
8 часов
Октябрь.
1. Линейный мат.
1 час
2. Мат королем и ферзем.
1 час
3. Мат королем и ладьей.
1 час
4. Решение задач на мат в ход.
1 час
5. Запись шахматной партии.
1 час
6. Этика поведения во время партии.
1 час
7. Игра в турнире.
1час
8. Разбор партий.
2 часа
9 часов
Ноябрь.
1. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода.
1 час
2. Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр.
1 час
3. Центр.
1 час
4. Мобилизация.
1 час
5. Безопасность.
1 час
6. Решение задач на мат в один ход.
1час
7. Техника эксплуатации шахматных компьютеров
различных моделей.
8. Игра на турнире.
1 час
1 час
8 часов
Декабрь.
1. Элементы шахматной техники и их роль в игре.
1 час
2. Двойной удар.
1час
3. Открытое нападение.
1 час
4. Связка.
1 час
5. Двойной шах.
1 час
6. Решение задач на технику и мат в два хода
с помощью двойного шаха.
7. Игра на турнире.
1час
3 часа
9 часов
Январь.
1. Комбинация и ее роль в шахматной партии. Демонстрация примеров.
1 час
2. Классификация комбинированных тактических приемов.
1 час
3. Отвлечение.
1 час
4. Завлечение.
1 час
5. Перекрытие.
1 час
6. Рентген.
1 час
7. Мат по последней горизонтали .
1 час
8. Спертый мат.
1 час
9. Игра на турнире.
1 час
9 часов
Февраль.
1. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии.
1 час
2. Разбор партий, миниатюр.
1 часа
3. Игра на турнире.
3 часа
4. Разбор партий учащихся.
2 часа
5. Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы.
2 часа
9 часов
Март.
1. Комбинация на тему превращения.
2 часа
2. Правило квадрата.
1 час
3. Проведение пешки в ферзя.
1 часа
4. Игра на турнире.
3 часов
5. Разбор партий учащихся.
2 часов
9 часов
Апрель.
1. Итальянская шахматная школа: история
возникновения, романтизм.
2. А. Андерсен, бессмертная и вечнозеленая партия.
3. Гамбиты как средство обострения борьбы с начала
1 час
1 час
партии.
1 час
4. Королевский гамбит.
1 час
5. Северный гамбит.
1час
6. Гамбит Эванса.
1 час
7. Игра на турнире.
1 час
8. Разбор партий учащихся.
1 часа
8 часов
Май.
1. Конкурс решений комбинаций.
2 часа
2. Турниры с укороченным контролем времени.
2 часа
3. Игра на турнире.
2 часа
4. Разбор партий учащихся.
2 часа
8 часов
ИТОГО: 68 часов