Рабочая программа внеурочной деятельности ШАХМАТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ВИССАРИОНА ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЛИНСКОГО
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47,
ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458
тел.( 2-11-74)

Рассмотрена
на заседании МО
протокол № 1
26. 08.2024

Одобрена на заседании
педсовета от 28.08.2024
протокол № 1

«Утверждаю»
Директор школы
____________
Котелкина С.Ю.
Приказ № 134
от « 30 » 08 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»

Учитель
Дедов А.И.
Класс
4
Всего часов в год
68
Всего часов в неделю 2
Возраст обучающихся –7-17 лет
Срок реализации – 1 год

2024– 2025 учебный год

Пояснительная записка
Цель программы  дополнительное шахматное образование для учащихся с 7 до
17 лет.
Шахматное

образование

включает

в

себя

повышение

уровня

общей

образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие
мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у
детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих
способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и
умения преодолевать трудности.
Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех
образовательных уровней: второй, первой и высшей лиг, принятых в нашем шахматном
объединении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Модели образовательных уровней лиг выстроены на основании
выводов ведущих педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о возможностях
развивающего обучения. Важно, что развивающее обучение стимулирует психическое
развитие детей, создает у них устойчивую познавательную мотивацию, способствует
развитию разносторонних интересов и потребности в обучении. Развивающее обучение не
только опирается на достигнутый воспитанниками уровень мышления, внимания, памяти и
других психических процессов, но и активно создает "новые способы ориентировки в
действительности,

новые

уровни

познавательной

деятельности"

(В.А.Иванников,

психолог).
Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения
второй лиги достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной
азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характеров),
шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направлениям), а также в
результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.
Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой лиги
шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных основ
комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа
шахматной игры различных шахматных школ и направлений.
Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками высшей лиги
шахматного объединения в результате усвоения ими всего образовательного курса
программы и итогового раздела "Основы стратегии шахматной игры методом

сравнительного анализа теории Стейница и гипермодернизма".
Итоговый образовательный уровень высшей лиги не является результатом
простого сложения всех образовательных уровней лиг. Образовательные уровни второй,
первой и высшей лиг стимулируют расширение и развитие индивидуальных личностных
возможностей воспитанников шахматного объединения. Образовательные уровни лиг
гарантируют интеллектуальный рост каждого учащегося до определенной ступени, с
которой он может подняться на иной, более высокий качественный уровень игры.
Итоговый образовательный уровень высшей лиги соответствует современным
требованиям к качеству дополнительного образования.
Психолого-педагогический процесс в шахматном объединении Центра творчества
"На Вадковском" – это "восхождение" учащегося от начального образовательного уровня
второй лиги через углубленный курс первой лиги к итоговому образовательному уровню
высшей лиги на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной
грамотности и творчеству, развития индивидуальных возможностей детей, воспитания у
них способности к волевой регуляции поведения.
Образовательные уровни лиг программы шахматного объединения формируют
главный стимул для воспитанников: ощущение постоянного личностного роста.
В педагогическом процессе богатейший потенциал шахмат – образовательный,
культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный  используется в
целях обогащения и развития духовного мира детей.
В сферу шахматного образования включены развитие мыслительных способностей
и интеллектуального потенциала учащихся. Развитие мыслительных способностей связано
с совершенствованием умственных возможностей ребят, их умения самостоятельно думать
и делать выводы. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих
мобильности и силы ума.
В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного
образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих
воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со
своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения
заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось
детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы
работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания воспитанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после успешного
завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива.
В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к

управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения.
В этом случае мы опираемся на теоретическое положение о том, что "волевая
регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Волевая
регуляция является прижизненным образованием и ее становление включено в процесс
общего развития личности, в котором она составляет одну из важнейших сторон"
(В.А.Иванников).
В работе отражены уровни волевой регуляции, соответствующие разным
возрастным периодам:
1. Развитие произвольности в младшем школьном возрасте.
2. Способность к саморегуляции и самовоспитанию  в подростковом возрасте.
3. Саморазвитие своих возможностей  в старшем школьном и юношеском возрасте.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания
способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции,
воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность
согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений
в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и
коллективизм.
Программа реализуется по принципу последовательного усвоения воспитанниками
содержания материала трех образовательных уровней: начального образовательного
уровня второй лиги, углубленного образовательного уровня

первой лиги и, затем,

итогового образовательного уровня высшей лиги.
Цель и задачи программы
Цель программы: Подготовка юных шахматистов 1-го спортивного разряда и
выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы,
основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:


Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой
расчёта вариантов в практической игре.



Усвоение

обучающимися

стратегических

основ

шахматной

игры,

методов

долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии.


Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических
приёмов в типовых положениях.



Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного

перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.


Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях
большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам
построения своего дебютного репертуара.



Комплексное формирование основ шахматной культуры.

Программа предусматривает две основные формы занятий:
 Теоретическое занятие.
 Игра на турнире.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по
подгруппам и индивидуально.
1 Групповые занятия:


лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;



семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на
определенную теоретическую тему; группа и преподаватель выступают в роли
слушателей и оппонентов;



диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение
дебюта, который, с точки зрения теории Стейница, является неправильным и
некорректным, а с точки зрения гипермодернистов  совершенно обоснованным.
Учащиеся заранее получают материал к занятию и готовятся к полемике.
2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При

этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
3. Индивидуальная работа:


работа с заданиями по тактике (на карточках);



работа с дебютной картотекой;



работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);



тренировочные партии с преподавателем;



тренировочные партии с компьютером;



разбор сыгранной партии.

Игра на турнире.
1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным
нормам турнира.
2. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и
эндшпиля.
3. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других более

сильных шахматистов.
4. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин.,
15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
5. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с
другими коллективами.
6. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента 
соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
7. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против
другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.
8. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих
менее опытных противников.

Учебно-тематический
план занятий
Первый год обучения
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Сентябрь.
1. Набор детей в группы.

1 часов

2. История и легенды о возникновении шахмат.

1 час

3. Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали,
обозначения полей.

2 часа

4. Изложение правил передвижения фигур с упражнениями.

1 час

5. Рокировка и взятие на проходе.

1 час

6. Исход игры: шах, мат, пат, ничья.

1 час

7. Тренировочные партии по учебным позициям.

1 час
8 часов

Октябрь.
1. Линейный мат.

1 час

2. Мат королем и ферзем.

1 час

3. Мат королем и ладьей.

1 час

4. Решение задач на мат в ход.

1 час

5. Запись шахматной партии.

1 час

6. Этика поведения во время партии.

1 час

7. Игра в турнире.

1час

8. Разбор партий.

2 часа
9 часов

Ноябрь.
1. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода.

1 час

2. Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр.

1 час

3. Центр.

1 час

4. Мобилизация.

1 час

5. Безопасность.

1 час

6. Решение задач на мат в один ход.

1час

7. Техника эксплуатации шахматных компьютеров
различных моделей.
8. Игра на турнире.

1 час
1 час
8 часов

Декабрь.
1. Элементы шахматной техники и их роль в игре.

1 час

2. Двойной удар.

1час

3. Открытое нападение.

1 час

4. Связка.

1 час

5. Двойной шах.

1 час

6. Решение задач на технику и мат в два хода
с помощью двойного шаха.
7. Игра на турнире.

1час
3 часа

9 часов
Январь.

1. Комбинация и ее роль в шахматной партии. Демонстрация примеров.

1 час

2. Классификация комбинированных тактических приемов.

1 час

3. Отвлечение.

1 час

4. Завлечение.

1 час

5. Перекрытие.

1 час

6. Рентген.

1 час

7. Мат по последней горизонтали .

1 час

8. Спертый мат.

1 час

9. Игра на турнире.

1 час
9 часов

Февраль.
1. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии.

1 час

2. Разбор партий, миниатюр.

1 часа

3. Игра на турнире.

3 часа

4. Разбор партий учащихся.

2 часа

5. Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы.

2 часа
9 часов

Март.
1. Комбинация на тему превращения.

2 часа

2. Правило квадрата.

1 час

3. Проведение пешки в ферзя.

1 часа

4. Игра на турнире.

3 часов

5. Разбор партий учащихся.

2 часов
9 часов

Апрель.
1. Итальянская шахматная школа: история
возникновения, романтизм.
2. А. Андерсен, бессмертная и вечнозеленая партия.
3. Гамбиты как средство обострения борьбы с начала

1 час
1 час

партии.

1 час

4. Королевский гамбит.

1 час

5. Северный гамбит.

1час

6. Гамбит Эванса.

1 час

7. Игра на турнире.

1 час

8. Разбор партий учащихся.

1 часа
8 часов

Май.
1. Конкурс решений комбинаций.

2 часа

2. Турниры с укороченным контролем времени.

2 часа

3. Игра на турнире.

2 часа

4. Разбор партий учащихся.

2 часа
8 часов
ИТОГО: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».