Учебный план кадетского класса 2025-2026 г

Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от
27.08 .2025 года

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №1 г. Белинского
Пензенской области им. В.Г. Белинского
__________________С.Ю. Котелкина
Приказ № 190 от 27.28.2025 года

Учебный план
кадетского класса
муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области
им. В.Г. Белинского
на 2025 – 2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану кадетского класса при муниципальном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе №1 г. Белинского Пензенской
области им. В.Г. Белинского
1. Нормативная основа учебного плана
Учебный план при МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского
разработан на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.
2010 № 1897 (с последующими изменениями));
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред.
от 24.11.2015), зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер
19993);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 20.09.2016 № 08-1954 «Об отзыве исполнения методических
рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
- письмо Минобрнауки России от 21.01.2013 № 23/08 и № 9-01-39/05-ВМ «Об
использовании ресурсов музеев в образовательной деятельности, в том числе в рамках
внеурочной деятельности»;
- письмо Минобрнауки России от 18.10.2013 № ВК-715/08 «Об апробации
программы учебного предмета «Музыка»;
- письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры
работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические
рекомендации)»;
- письмо Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»;
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки от 01.09.2016 № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»;

- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования

Минобрнауки России от 19.01.2018 № 09-96 «О методических рекомендациях по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
- Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду
и обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540)
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Пензенской области
«Об организации образовательного процесса в 2018/2019 учебном году в 5-8-х классах
и 9-х классах - участниках пилотного введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных образовательных
программ основного общего образования в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования».
Учебный план является нормативным правовым актом, его разработка и утверждение
осуществляется в порядке, определенном Уставом школы, осуществляющей
образовательную деятельность.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов
по классам (годам обучения).
2. Структура учебного плана
2.1. В структуре учебного плана выделяются две части:
инвариантная (федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени),
обеспечивающая сохранение единого образовательного пространства в Российской
Федерации при шестидневной учебной неделе;
вариативная (региональный компонент - не менее 10% и компонент образовательного
учреждения - не менее 10% от общего нормативного времени), обеспечивающая
сохранение единого образовательного пространства в Пензенской области при
шестидневной неделе, максимально учитывающая возможности образовательного
учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности школьников.
Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на
изучение учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
общего образования.
2.2. Учебный план для обучающихся 7б, 9б (кадетских) классов
Основное общее образование
В 7 «Б» занимаются – 26 человек, в 9 «Б» классе занимаются 25 человек:
Реализуется образовательная программа основного общего образования - 5 лет обучения;
продолжительность учебного года -34 учебные недели;
продолжительность урока в 5-9 классах - 45 минут (п. 10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10)
домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в

следующих пределах: в 5-9 классах - 2 ч (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы:
Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, География,
Биология, Труд (технология), Основы безопасности и защиты Родины, Физическая
культура, Изобразительное искусство, Музыка.
Федеральный компонент. Образовательная область «Филология» представлена
учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Русский
язык» в 7-х-х классах выделяется 4 часа, в 9 классах – 3 часа На изучение предмета
«Литература» отводится в 7-х классах по 2 часа в неделю, в 9-х елассах – 3 часа в неделю.
На изучение предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных классах с 5 по 9
класс отводится 3 часа в неделю.
В образовательной области «Математика» изучаются учебные предметы: «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика». На изучение Алгебры
отводится в 7-9 классах – 3 часа в неделю, Геометрии в 7-9 классах- 2 часа в неделю, ,
Вероятности и статистики в 7-9 классах – 1 час в неделю, С целью формирования у
обучающихся умений работать с различными видами информации с помощью компьютера
и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организована
информационная деятельность на ступени основного общего образования и в объеме 1 часа
в 7-9-х классах и введен учебный предмет «Информатика».
В образовательную область «Естественнонаучные предметы» включены учебные
предметы: «Биология», «География». Все предметы данной области изучаются на базовом
уровне. В 7 классе отводится 1 час в неделю на изучение предметов «Биология» и
«География», в 9 классе – 2 часа в неделю на изучение предметов «Биология» и
«География».
«История» изучается на базовом уровне в объеме 2 часа в неделю. «Обществознание»
изучается на базовом уровне в объёме 1 час в неделю в 9 классе.
В рамках образовательной области «Физическая культура и ОБЗР» предмет «Физическая
культура» изучается в 7-9-х классах в объеме 2 часа в неделю.
Образовательная область «Искусство» включает в себя следующие предметы:
«Изобразительное искусство», «Музыка». Учебные предметы «Изобразительное
искусство» и «Музыка» изучаются в 7-х классах по 1 часу в неделю.
В образовательную область «Технология» включены учебные предметы:
«Технология». Предмет «Технология» изучается в 7-х классах с учебной нагрузкой 2 часа
в неделю, в 9 классах – 1 час в неделю.
Данное распределение часов дает возможность образовательному учреждению
перераспределить нагрузку в течение учебного года, строить учебный план на принципах
дифференциации и вариативности и способствует профориентации учащихся.
Формы контроля
Проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в
переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как
учителями, так и администрацией, административного контроля.
Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется

календарно-тематическим планированием по каждому курсу, принятым на методическом
объединении.
Периодичность административного контроля определяется планом работы школы,
утвержденным директором.

Учебный план
кадетских классов при муниципальном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе №1 г. Белинского Пензенской области
(при 5-дневной учебной неделе)

Учебные предметы

Количество часов Количество часов
в неделю
в неделю
9
«Б» класс
7 «Б» класс

Федеральный компонент
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Аглебра
Геометрия
Вероятность и статистика

3
3
3
3
2
1

4
2
3
3
2
1

1
Информатика
История
3
Обществознание
2
География
Биология
1
Физика
2
Химия
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Технология
2
Основы безопасности и защиты Родины
Физическая культура
2
Всего
30
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Компонент образовательного учреждения
Финансовая грамотность
1
1
Креативное мышление
Семьеведение
Предельно допустимая
32
аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе

2

1
2,5
1
2
2
3
2
1
1
2
32,5
0,5
0,5
33

Пояснительная записка
к учебному плану внеурочной деятельности
для 7 «Б», 9 «Б» кадетских классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1
г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского
на 2025-2026 учебный год

Внеурочная деятельность в 7,9-х кадетских классах МОУ СОШ №1 г. Белинского
Пензенской области им. В. Г. Белинского включает следующее направления: духовнонравственное направление; физкультурно-спортивное; художественно-эстетическое.
В учебном плане дополнительного образования кадетских классов определены
основные направления, выделены программы и распределено количество учебного времени
во второй половине дня.
1. Общие положения.
1.1.








Нормативно-правовая основа разработки учебного плана внеурочной
деятельности.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12. 2010 № 1897 (с последующими изменениями);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
России от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования».

1.2. Режим работы:
План внеурочной деятельности (ФГОС ООО) определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования с учетом интересов обучающихся, их родителей (законных
представителей) и возможностей школы. При организации внеурочной деятельности

обучающихся школа может использовать возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности.
Расписание занятий составлено отдельно для обязательных и внеурочных занятий.
В соответствии со ст. 10.6. СанПиН внеурочные занятия планируются на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом внеурочных занятий и последним
уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели,
так и в период каникул. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательных отношений.

2. План внеурочной деятельности.
Организация занятий внеурочной деятельностт является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе, предоставляющей обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
и реализуют различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения.
Занятия проводятся учителями школы в форме экскурсий, кружков, секций, олимпиад,
соревнований, поисковых исследований.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для
финансирования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения
учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности,
ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к
внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи:
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- формирование культуры общения учащихся, осознания ими необходимости
позитивного общения со взрослыми и сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта
поколений;
- знакомство с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений.
Система внеурочной деятельности представляет собой единство целей, принципов,
содержания, форм и методов деятельности.
Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:
1.
Принцип гуманизации образовательного процесса.
2.
Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
4.
Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного
образования.
5.
Принцип целостности.
6.
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
7.
Принцип личностно - деятельностного подхода.

8.
Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности
ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой,
отечественной, региональной культур.
10. Принцип
взаимодействия,
предполагающий
координацию
всех
образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и
поддержки детям разного уровня социализации.
12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей,
свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность в школе
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий и
организуется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальное,
научно-техническое, общекультурное, художественно-эстетическое, физкультурноспортивное и оздоровительное, духовно-нравственное.
Предполагаемые результаты:
- Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике
повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об
основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах
конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности.
- Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника
к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному
здоровью и внутреннему миру.
- Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Направления внеурочной деятельности в 7,9-х кадетских классов.
Реализация
предпрофессиональной подготовки обучающихся (профминимум
базового уровня) в 7,9-ых кадетских классах осуществляется учебными курсами и
курсами внеурочной деятельности: «Россия – мои горизонты», а так же часами в
рамках программы воспитания МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им.
В.Г. Белинского.
Курс внеурочной деятельности «Семьеведение» в 9 «Б» классе - 0,5 часа в
неделю во втором полугодии и (письмо МОМО от 29.12.2023 №21515-П45-ТГ)
реализуется в рамках «Разговоров о важном» и программы воспитания МОУ СОШ №1
г. Белинского Пензенской области им. В.Г. Белинского».

Направление «Информационная культура» представлено курсами «География
Пензенской области», «История в лицах». В основе содержания программы курсов лежит
воспитание гражданственности, патриотизма, формирование навыков сотрудничества,
организация обучения на социокультурном опыте обучающихся. Программы направлены
на обеспечение гражданско-патриотического развития обучающихся и способствует
приобщению детей к культурным ценностям общества, общечеловеческим ценностям,
формированию у школьников активной деятельностной позиции.
Направление «Учение с увлечением» представлено курсами «Физика вокруг нас»,

«Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию», «Решение задач по
информатике». Занятия курсов направлены на формирование интереса к учебным
предметам, способствуют развитию у обучающихся пространственного воображения.
Направление «Спортивно-оздоровительная деятельность» представлено
курсом
«Строевая подготовка». Занятия курса направлены на укрепление здоровья учащихся,
улучшение показателей их физического развития, патриотическое воспитание, любви к
Родине, сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу
жизни.

План внеурочной деятельности (недельный) на 2025-2026 учебный год

Учебные курсы
Разговоры о важном
Россия-мои горизонты
География Пензенской области
История в лицах
Строевая подготовка
Физика вокруг нас (Центр Точка роста)
Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по
обществознанию
Решение задач по информатике
Итого

Количество часов в неделю
7б
9б
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
3,5

1
6,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».